Перейти к основному контенту
СравнениеНе нравится
8 (800) 777-40-91

Скачать приложение

ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияКреативные пространства заняли место «Домов Культуры»

Креативные пространства заняли место «Домов Культуры»

За 2017 год на культурной карте Петербурга прибыло. Новыми точками стали Dot, Севкабель, Лофт Балты, Планетарий №1, Дом культуры, Мачты и другие творческие пространства. Что характерно – большая часть новичков пришла в промышленные, заброшенные кварталы и зародила робкую надежду на оживление этих районах. Но есть ли у креативных пространств силы повлиять на процессы, с которыми не справился естественный ход истории? В этом разбирался LIVING.

Сначала «сумасшедшие», потом бизнес

Обсуждение с экспертами влияния креативных пространств на квартал рано или поздно приходило к понятию джентрификация. Специалист в области коммерческой недвижимости Борис Юшенков на круглом столе, посвященному развитию Васильевского острова, объяснил это явление так: сначала в квартал приходят «сумасшедшие» - творческие люди, не боящиеся рисков и не имеющие серьезной материальной поддержки. Они создают «движуху», на нее идут близкие им по духу люди, а затем подтягиваются обыватели. Когда последних становится больше тысячи, а лучше пять тысяч, образуется стабильный поток, на который приходит сетевой ритейл или застройщик – в месте прохождения больших людских потоков выгодно будет снести старое здание и построить новый приличный торговый или бизнес-центр.

Креативные пространства заняли место «Домов Культуры» Фото: лофт проект «Этажи». vk.com/loftproektetagi

При этом эксперт подчеркивает, что не знает ни одного примера в Петербурге, когда бы джентрификация прошла бы полный цикл. С натяжкой урбанисты озвучивают пример «Этажей», которые в компании с ТРЦ «Галерея» изменили к лучшему репутацию и состояние Лиговского проспекта, а также «Пушкинскую, 10», где вокруг андеграундного пространства появился вполне себе респектабельный дом за высоким забором.

Важной приметой «джентрификации» и влияния, которое креативное пространство оказывает на город, урбанисты называют приход в район ритейлеров или сервисов, близких аудитории пространства, а также появление новых маршрутов – городского транспорта, велосипедных или пешеходных.

Креативные пространства заняли место «Домов Культуры» Фото: спектакль «Точка» Упласа-Цирка. vk.com/upsalacircus

В качестве потенциального примера кандидат социологических наук, координатор движения ARTS4CITY и доцент Института дизайна и урбанистики НИУ «ИТМО» Александра Ненько приводит район Охты. По ее словам,  представители Красногвардейского района – Упсала-Цирк, Театр «Буфф», музей уличного искусства,  молодежный центр «Квадрат», Охта Молл, библиотека им. Гоголя – обсуждают сейчас возможность прокладки между ними каких-то пешеходных или вело-маршрутов, а также вопросы благоустройства территории вдоль этих маршрутов. Правда, разговор этот пока не пошел в прикладное русло.  

Отношения с местными и малым бизнесом

Александра Ненько отмечает, что модель креативного пространства в идеале предполагает работу и внутри – с резидентами, и снаружи – с местными жителями. Но в действительности не все так гладко.

«В реальности вовлечение местных жителей в жизнь креативного пространства не всегда происходит не только в нашем контексте – я и в Европе встречала такую ситуацию, когда творческое место не работает с горожанами, даже если декларирует вовлечение местных жителей. Такая установка или ценность есть не у всех, но все же западным организациям она больше присуща. Она также более свойственна пространствам, созданным «снизу» - творческими фирмами или городскими активистами, которые, естественно, больше ориентированы на социальный эффект.

Урбанист отмечает, что обычно у горожан есть интерес и потребность в местах рядом с домом, где можно провести свободное время. Но в то же время у них  силен страх неизвестности и шума со стороны «креативных соседей».

«Когда мы проводили исследование в рамках подготовки концепции развития двух библиотек «Современник» и «Детская», мы опрашивали людей, насколько вообще у них есть потребность в досуге, потребность в местах, где они бы могли побыть вне дома и работы – в общем, задавали вопросы непрямого характера, – вспоминает в беседе с журналистом LIVING Александра. – Оказалось, что очень многим не хватает мест, где они могли бы просто побыть, бесплатно посидеть и получить знания.  По поводу шума –да, конечно, есть эта фобия.  Она проистекает из незнания – люди не понимают, что там конкретно будет. Когда они лучше понимают, что это за проект, они более лояльно к нему относятся».

 Креативные пространства заняли место «Домов Культуры»

Фото: пространство «Флигель». vk.com/fligelspace

Как правило, недопонимание между местными и резидентами творческих пространств возникает в центре, где креативный кластер плотно окружен жилыми домами. Например, по слухам, постоянные переговоры с жителями ближайших домов пришлось вести «Флигелю» на улице Восстания. Сейчас стороны пришли к шаткому компромиссу - представители «Флигеля» тщательно соблюдают тишину после 23:00 и практически избавились от указателей – теперь, чтобы попасть в пространство, нужно хорошо знать, куда идти. К слову, среди жильцов ближайших домов нашлись и фанаты проекта, которые радовались красивым граффити во дворе и спускались потусить вместе с резидентами.

Артур Катаев, художественный руководитель креативного пространства DOT на Кожевенной линии:

"Местные жители, в основном, работники смежных производств и автомастерских, ревностно относились к внезапной активности, обрушившейся на них. Есть также жилой дом бывшего общежития Балтийского завода – от жильцов поступали жалобы на звуки в первое лето работы. Мы исправили ситуацию на следующий год, изменив архитектурно-планировочное решение площадки и сделав акустический расчет.

Мы не получали обратную связь от местечковых магазинов и кафе, но коммерческая активность у них явно увеличилась, после каждого мероприятия в них выстраивалась очередь. Увеличилась востребованность арендных площадей у смежных арендодателей, как следствие выросли и цены на аренду. Рынок, скажем, ожил."

 Креативные пространства заняли место «Домов Культуры»

Фото: пространство «DOT». Никита Грушевский. vk.com/dottm

Алиса Кармоди, директор казус-пространства «Тайна»:  

"Конечно, соседи были в шоке и вообще ни разу нам не рады. Они долго не понимали, что именно у нас происходит. К тому же наши гости только со временем научились вести себя во дворе: не орать и не курить под окнами соседей. В итоге нам пришлось сменить несколько помещений, когда проблема с соседями стала критичной. Формат нашего заведения не подразумевает людей «с улицы», поэтому никаких соседей мы к себе не пускали. Магазины поблизости, конечно, рады толпам, шатающимися за сигаретами, но вряд ли мы делали им кассу. Мы следили за порядком в нашем дворе и на улице, ибо за любой чужой дебош от соседей прилетало нам. В целом, с нашим появлением ничего не изменилось."

 Креативные пространства заняли место «Домов Культуры»

Фото: казус-пространство «Тайна». vk.com/artspacetajna

Креативных районов нет, но претенденты на эту роль есть

Петербургские урбанисты в один голос заявляют, что, к сожалению, пока в городе не сложилось отдельных  кварталов, развивающихся благодаря высокому количеству таких символических объектов, как музеи, образовательные центры или креативные пространства. Однако в последнее время наметилось усиление двух зон  – Васильевского острова и Серого пояса.

 Креативные пространства заняли место «Домов Культуры»

Фото: лекторий пространства «Порт Севкабель». Илья Астахов. gold-lion.livejournal.com

Рост культурной активности Васильевского острова стал следствием развития транспортной инфраструктуры.  Долгое время территория была заперта - сложно было туда заехать и выехать. Все стало меняться после открытия ЗСД, когда доступ на остров получили жители густонаселенного севера. Примерно тогда же на Васильевском набрали силу новые модные пространства–  креативные  пространства  Dot и «Порт Севкабель»,  бар «Мачты». Параллельно вырос поток посетителей у  «старичков» – музея Эрарта и пространства «Артмуза».

Артур Катаев, Dot:

"Василеостровский район был долгое время недооценен и являлся кулуарно «Бермудским треугольником» для ресторанного бизнеса. Парадигма кардинально поменялась, как раз с момента прихода «Дот» с его массовыми культурными событиями. Все заговорили о явной децентрализации развлекательной индустрии. Положительный сигнал активизировал рынок. Предпосылки к этому были давно – плановое открытие метро «Горный институт» и строительство большого жилого комплекса на Косой линии. Сейчас район действительно стал развиваться.  Массовый приход креативных центров еще сильнее раскрутит этот маховик, привлекаются новые инвестиции. Как следствие, это увеличит туристический поток в город и разнообразит досуг."

Согласен с коллегой и ближайшим «соседом» куратор пространства «Порт Севкабель» Алексей Онацко. На круглом столе, посвященном креативным центрам Васильевского острова, он отметил, что транспортная доступность Васильевского острова дает ему шанс стать вторым центром города.  «В большинстве мегаполисов – Лондоне или Стамбуле –нет ярко выраженного центра, – размышляет специалист. – Децентрализованный город в данном случае – это интересно и выгодно всем: как туристам, так и местным».

Алексей поделился также информацией о том, что в ближайшие годы на Васильевском острове появится еще несколько новых бизнес-проектов – Максидом будет осваивать завод им. Калинина на Уральской, будут развиваться намывные территории, модернизируется Гостиный Двор на Большом проспекте.

Креативные пространства заняли место «Домов Культуры» Фото: проекционный музей «Люмьер Холл».vk.com/spb_lumierehall

«Серый пояс» – зона промышленной застройки вдоль Обводного канала – за последний год тоже заметно ожил. Александра Ненько, вместе с коллегами и студентами ИТМО изучающая район «Красного треугольника», рассказала LIVING об исследовании, которое они проводили весной-летом 2017.  Специалисты фиксировали «чекины» пользователей мобильных устройств на юге города. В  списке самых привлекательных мест по этому параметру оказались Ткачи, Люмьер Холл, клуб «Башня» (байкерский клуб в газгольдере). Пользователи отмечались и в заброшенном, казалось бы, «Красном треугольнике» – многие «чекинились» в репетиционных точках, в фотостудии и клубе «Байконур».

Креативные пространства заняли место «Домов Культуры» Фото: игровая зона пространства «Порт Севкабель». Илья Астахов. gold-lion.livejournal.com

Новыми креативными центрами на юге города и потенциальными «аттракторами» стали

 «Планетарий №1», открывшийся в здании бывшего газгольдера, музей железных дорог на Балтийском вокзале, «Дом культуры», занявший ДК им. Газа и Лофт Балты.

Александр Кондрашов, администратор «Лофта Балты» на Митрофаньевском шоссе:

"Мы открылись в ноябре прошлого года.  Здание, в котором мы находимся – БЦ Малевич –само по себе не так давно существует, и в том помещении, которое мы занимаем, до нас ничего не было.  Мы сами сделали там под себя ремонт. На тот момент, когда мы выбирали площадку, это было единственное место, подходящее под наши цели. Нам нужна была неформальная, андеграундная площадка в стиле лофт, которая имела бы удобное транспортное расположение, находилась  недалеко от центра. Те условия, и тот антураж, что имело это помещение, подошли нам намного больше, чем то, что до этого предлагалось."

Креативные пространства заняли место «Домов Культуры» Фото: хэллоуин в лофте «Балты». Артем Леготин/ vk.com/loftbalti

Александр  Кондрашов отмечает, что их Лофт ориентируется не на местных жителей (которых в районе Балтийской совсем немного), а на приезжих: « Это не кинотеатр или какое-то заведение, которое посещают, потому что близко. Люди, посещающие такие пространства, приезжают на конкретные  мероприятия. Важна хорошая программа».

Вместо шоурумов – лекции

С администратором Лофта Балты согласны многие участники рынка креативных индустрий и урбанисты – на первый план сегодня действительно выходит программа, повестка, которую может предложить творческий центр. Образовательные мероприятия, резонансные выставки, концерты и спектакли становятся для посетителей креативных центров важнее, чем возможности для нестандартного шопинга.

Александра Ненько:

"Представители экспертного сообщества отмечают, что сейчас потихоньку началось формирование профилей креативных пространств. До этого креативные кластеры всегда представляли собой только магазинчики, шоурумы, еду и кофе – никакой специфики. Это плохо для кластерной истории, потому что предполагается все-таки игра на рынке. Конечно, еда должна быть, но должны быть и разнообразные содержательные функции."

Поддерживает коллегу и Алексей Онацко из «Порта Севкабель». Он напоминает о функциях, которые в СССР выполняли Дома Культуры: «У них было много разных  кружков, проектов, особенно, если это был Дом Культуры какого-то завода.  Немного по-другому и на современный лад креативные пространства сейчас делают то же самое. Я вижу, что подобные кластерные образования появляются в каждом районе. Они заполняют собой провал, образовавшийся  после 90-х и 2000-х. Креативные кластеры – это такие новые дома культуры, общественные гостиные плюс площадка для стартаперов».

Автор: Эльвира Егорова

Комментарии