Перейти к основному контенту
СравнениеИзбранноеНе нравится
8 (800) 777-40-91

Скачать приложение

ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияГород-спутник Южный приблизился к воплощению

Город-спутник Южный приблизился к воплощению

Один из самых амбициозных проектов развития территории Петербурга последних лет приближается к своему реальному воплощению. Как стало известно на ПМЭФ, город-спутник Южный получит 7 млрд рублей на развитие инфраструктуры. Что хочет построить на юге города девелопер проекта и чего опасаются его противники, узнал LIVING.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) вложит в развитие инфраструктуры города-спутника Южный 7 млрд рублей. Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме. ПМЭФ – пафосное мероприятие, но большинство соглашений, которые на нем подписывают, носят очень общий характер и даже не всегда потом реализуются. Однако в данном случае речь идет о конкретных шагах по реализации масштабного проекта.

Город-спутник Южный приблизился к воплощению Фото: проект города-спутника «Южный». Источник: gov.spb.ru

Как пояснили LIVING в компании «Город-спутник «Южный» (девелопер проекта), инвестиции пойдут на подготовку территории будущего строительства, в частности – инженерной инфраструктуры. Город строится фактически в чистом поле, поэтому средств потребуется много. Уже в этом году планируется начать эту инфраструктуру строить. Так проект Южного перейдет из «бумажной» стадии в строительную.

Больше никаких «спальников»

Впрочем, в 2011 году, когда о проекте сообщили широкой общественности, говорилось, что город-спутник начнут строить в 2014-м. Да и сам проект с тех пор значительно изменился. Изначально планировалось, что это будет просто малоэтажное предместье Петербурга. Сейчас девелопер обещает создать полноценный город на 134 тыс. жителей со своими рабочими местами, культурными и социальными объектами.

Драйвером проекта решено сделать кампус университета ИТМО. Объект под названием «ИТМО Хайпарк» будет включать в себя не только учебные корпуса и общежития, но и жилье. Это нетипично для России, но за основу взяты западные кампусы. «Покупать жилье будут в первую очередь те, кто будет там работать: преподаватели, студенты, аспиранты», - поясняют в пресс-службе ООО «Город-спутник «Южный».

Начало строительства зданий запланировано на 2019 – 2020 годы, сдача первых корпусов – 4-5 лет спустя. Проект планировки территории (ППТ) первой очереди уже утвержден. Речь идет о площади 48 га около поселка Лесное на самой границе Петербурга и Ленобласти. Интересно, что, когда ППТ утверждался в начале года, девелопер заявлял о планах по строительству на этой площадке семи жилых домов высотой до 33 метров (до 10 этажей), а также детсадов, школ, медцентра, спортивного и торгового центров. Про образовательную инфраструктуру не было ни слова.

Город-спутник Южный приблизился к воплощению Фото: комплекс объектов «Иннограда науки и технологий» на территории города-спутника Южный. Источник: urbis.spb.ru

Теперь же ООО «Город-спутник «Южный» обещает строить жилье параллельно с созданием рабочих мест. В первой очереди их будет 6 тысяч, а всего в городе – 60 тысяч. Таким образом девелопер намерен избежать маятниковой миграции, перегружающей транспортную инфраструктуру и превращающую новые кварталы в «спальные». Переговоры ведутся с фармацевтическими и другими предприятиями. Кроме рабочих мест жителям обещаны «дворцы» - многофункциональные центры в каждом квартале, где можно провести досуг и получить разнообразные услуги. Также «Южный» обещает своим жителям менее плотную застройку, чем в целом по городу.

В компании «Город-спутник «Южный» говорят, что не будут строить жилье сами. Земля будет продаваться застройщикам. К такой же схеме пришли через несколько лет после начала реализации проекта китайские инвесторы в «Балтийской жемчужине». Поэтому вопросы, касающиеся возможных цен на жилье, его класса и т.д., пока что не имеют ответа.

Дороги в будущее

Нет ответов и на вопросы о транспортной доступности Южного. Сейчас к нему ведет реконструированное недавно Киевское шоссе. Кроме того, на территории будущего города есть две железнодорожные станции. В ООО «Город-спутник «Южный» уверяют, что РЖД пустит по ним поезда «Ласточка». Сами РЖД таких обещаний публично не давали.

Также девелопер рассчитывает на то, что в Южный продлят Аэроэкспресс – железнодорожную линию от Витебского вокзала до аэропорта Пулково. Ранее чиновники высказывали идеи такого рода. Но в соглашении о строительстве Аэроэкспресса, которое, кстати, тоже подписали на ПМЭФ, речь идет исключительно о маршруте до Пулково. Кроме того, озвучивалось, что ориентировочная стоимость проезда на Аэроэкспрессе составит 300 рублей. Будут ли готовы жители Южного ездить за такую сумму (или даже большую, ведь предполагаемый маршрут для них будет более длинным) – большой вопрос.

Город-спутник Южный приблизился к воплощению Фото: территория города-спутника «Южный». Источник: gov.spb.ru

Стоит напомнить и историю со скоростным трамваем. Его тоже одно время хотели пускать в Южный. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры в 2017 году даже подготовил соответствующие поправки в Генплан. Однако их не приняли. И в итоге было решено строить линии скоростного трамвая в Славянку и в Колпино.

Голоса несогласных

Проект, поддержанный на самом верху (не только городом, но и федеральной властью), имеет и своих противников. Это общественное движение «Гражданин Пушкин», а также оппозиционные депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. У них к проекту целый перечень претензий.

Во-первых, они опасаются уничтожения Кондакопшинского леса и Кондакопшинского болота, питающего реки Пушкинского района. По мнению некоторых экологов, это может сказаться на обеспечении водой исторических парков Пушкина и Павловска.

Город-спутник Южный приблизился к воплощению Фото: Река Кузьминка со стороны Кондакопшино (слева Кондакопшинский лес и Кондакопшинское болото. Источник: vk.com/nosouth

Территория будущего строительства также затрагивает памятник истории и культуры федерального значения Таицкий водовод – гидротехническое сооружение XVIII века. Кроме того, на ней вероятно обнаружение останков павших воинов Великой Отечественной войны.

Наконец, противники проекта не верят в то, что город-спутник обеспечит рабочими местами своих жителей и опасаются дополнительной нагрузки на транспортную инфраструктуру.

«Никакими путями они не сделают так, чтобы люди жили в этом городе, работали бы там и никуда бы не ездили. В любом случае получится спальный район, который будет связан только с Петербургом. И это будет проблемой для всех – и для Шушар и для Пушкина, и для Павловска. Для всех, кто передвигается по радиальным коммуникациям. Городу придется вкладывать огромные деньги в развитие этих направлений. Это законы развития мегаполиса, к нам даже из Выборга ездят на работу в Питер», - заявляет депутат ЗакСа Алексей Ковалев.

Пока что все эти возражения успешно игнорируются городскими властями. Так, например, в марте этого года Комиссия по землепользованию и застройке Законодательного собрания отклонила предложение общественников ограничить высотность застройки Южного. Но будет ли так всегда – еще вопрос.

Автор: Олег Томский

Комментарии