Перейти к основному контенту
СравнениеНе нравится
8 (800) 777-40-91

Скачать приложение

ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияБудущее метро: отделяем мечты от реальности

Будущее метро: отделяем мечты от реальности

Власти Петербурга намерены в очередной раз пересмотреть планы по развитию метрополитена. Из-за нестабильного финансирования самого дорогостоящего вида общественного транспорта «светлое будущее» городской подземки постоянно видоизменяется и порой напоминает гадание на кофейной гуще. LIVING узнал не только о том, чем грезят чиновники сейчас, но и о том, над какими перспективными станциями идет реальная работа.

Одной из обсуждаемых новостей в Петербурге недавно стала новая схема развития Петербургского метрополитена. Проект документа опубликовал Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). В качестве приложения к нему опубликована карта, на которой отмечены перспективные станции метро с указанием времени, когда их планируется построить.

Чем обрадовали

Начнем с позитивных новостей, которые при желании можно рассмотреть на карте. Открытие перегона от станции «Садовая» до «Горного института» через «Театральную» отнесено в плане на 2019 год. Предыдущий план давал ему фору до 2022-го. Это должно обрадовать покупателей квартир в жилых комплексах Васильевского острова, таких, как ЖК «Палацио».

Более близкой стала перспектива строительства станции метро «Кудрово», которой с нетерпением ждет огромный район новостроек на границе Петербурга и Ленобласти. Если раньше она значилась в плане с 2023 до 2028 года, то теперь – с 2023 до 2025.

Будущее метро: отделяем мечты от реальности Проект станции «Театральная». Фото: Ленметрогипротранс

Также на год приблизились станции «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова». Им давали срок до 2028 года, теперь же – до 2027. Новостроек поблизости от будущей станции не так много. Относительно недалеко возводится ЖК «Трилогия», ЖК «Аист», ЖК «Солнечный город» и ЖК «Английская миля».

С некоторой натяжкой позитивом можно считать и появление на «карте будущего» новых станций, которых не было в ее предыдущей версии. Правда, надо сразу сделать оговорку, что запланированы эти станции на период после 2030 года.

Во-первых, это ветка от перспективной «Планерной» на север: через «Парашютную», «Академгородок» и «Парголово» до «Осиновой рощи». Все это районы активной жилой застройки. Достаточно упомянуть «Чистое небо», «Граффити», «Шуваловский», «Новоорловский», «Парголово».

Во-вторых, от «Политехнической» планируется «отпочковать» ветку до станций «Сосновка» и «Проспект Культуры». Недалеко от последней расположен ЖК «Лондон парк». И это все радостные новости, которые следуют из подготовленного документа.

Чем огорчили

Негативных новостей больше. В текущем плане у города были наполеоновские планы по вводу станций до 2022 года. Например, шла речь о ветке «Беговая», «Туристская», «Шуваловский проспект». Теперь этот отрезок перенесен на период с 2023 до 2025 год. Формирование микрорайона в этой части города подошло к концу: здесь достраивают последние комплексы, например ЖК «МореОкеан». Жителям придется подождать.

То же самое касается и новой ветки от «Обводного канала» к «Юго-западной». Она переносится на 2026-2027 годы, кроме единственного отрезка от «Кировского завода» до «Юго-западной». Его хотят сдать в названный ранее срок – до 2022-го. Эта ветка проходит преимущественно по районам сложившейся жилой застройки. Но одна из промежуточных станций «Боровая» была бы весьма кстати покупателям квартир в ЖК «Новый Лиговский» и «LigovskyCity».

Будущее метро: отделяем мечты от реальности Проект станции «Юго-Западная». Фото: metro.spb.ru

В еще более отдаленное будущее отправились две ветки, которые планировали строить в 2023 – 2028 годах. Первая – это дуга от «Горного института» до «Лесной» (часть будущей Кольцевой линии). Ее перенесли на 2028 – 2030 годы. Между прочим, она включает в себя станцию «Кантемировская», удобную жителям ЖК Riverside и «Европа Сити» и ЖК Skandi Klubb.

Вторая – линия от «Площади Восстания» на Пискаревку. Теперь ее готовы строить лишь после 2030 года, хотя рядом со станциями ветки множество жилых комплексов самого разного класса. Это, например, элитные «Дом у ратуши», «Дом на Кирочной», «Щедрин», «Монополист», «Смольный проспект», «Смольный парк», «Четыре горизонта», «Дом на излучине Невы»; а также менее пафосные – «Кристалл Полюстрово» и «Цветной город».

Что на самом деле

Но, прежде чем радоваться или огорчаться, следует иметь в виду следующее. Опубликованный проект – это пока только проект, и он все еще проходит согласования. Теоретически в последний момент какой-нибудь сильно мотивированный застройщик может пролоббировать ту или иную поправку. Во-вторых, строить планы, а потом их корректировать – это одно из любимых занятий чиновников. Достаточно сказать, что нынешняя Отраслевая схема развития метрополитена была принята в 2011 году и с тех пор корректировалась уже дважды: в 2012-м и 2013 годах. А до нее существовал другой документ, описывающий планы развития метро… И это уже не говоря о том, что перенести сдачу отдельно взятой станции на год раньше или позже (что чаще) – совершенно обычное дело.

От всего вышесказанного может сложиться мнение, что гадание на кофейной гуще даст не менее надежный результат потенциальному покупателю жилья в том или ином районе Петербурга, пока не охваченном метрополитеном. В этой связи имеет смысл посмотреть, над какими станциями и перегонами уже начали работать. Конечно, в истории города бывало и так, что уже начатые стройки забрасывались на десятилетия, но все же в последнее время нецелевого расходования средств (а ситуация «начали и недоделали» - это именно оно) чиновники стараются не допускать.

Будущее метро: отделяем мечты от реальности Проект станции «Беговая». Фото: metro.spb.ru

Итак, общеизвестно, что к Чемпионату мира по футболу Петербург железобетонно должен сдать станции метро «Новокрестовская» и «Беговая». Это уже отражено в стоимости квадратного метра ЖК «Золотая гавань» и «Три ветра». Кроме того, в финальной стадии находятся работы на продолжении так называемого Фрунзенского радиуса, включающего в себя станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Их должны сдать до конца года. Жителям Шушар до новой станции будет так же, как до «Купчино», а вот ЖК «София» и «Балканы» получат метро в пешеходной доступности. Наконец, проходчики в настоящий момент прокладывают тоннели от «Спасской» до «Театральной» и «Горного института».

По Красносельско-Калининской линии (от «Обводного канала» на юго-запад) ведется разработка проектной документации. При этом уже заключен контракт на ее строительство и пробурены технологические шахты. В этом году запланировано начало строительства тоннеля от «Кировского завода» до «Юго-западной».

Со дня на день ожидается объявление конкурса на проектирование станций «Зоопарк», «Комендантский проспект» и «Шуваловский проспект», которые продолжат Невско-Василеостровскую ветку за «Беговой».

Наконец, в этом году должны быть выполнены предпроектные проработки по станции «Кудрово», Лахтинско-Правобережной линии (от «Спасской» в сторону Лахты), Фрунзенско-Приморской линии от станции «Шуваловский проспект» до станции «Коломяжская», а также участка Кольцевой линии от станции «Лесная» до станции «Ладожская», говорят в КРТИ. Впрочем, предпроект – это такой документ, который никого ни к чему, по большому счету, не обязывает…

Будущее метро: отделяем мечты от реальности Фото: depositphotos.com/orkhv

Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член Комиссии по городскому хозяйству:

«У нас из городского бюджета выделяется совсем немного денег на строительство метро, по сравнению с Москвой, например. Власти надеются на федеральные деньги, но нам выделяют совсем немного.

Я проводил еще в 2012 году слушания по развитию метрополитена. Схема строительства была совершенно не такая, как то, что сегодня опубликовано. Очередность строительства была другая. Говорилось о том, чтобы в первую очередь дуговую линию сделать, соединяющую с северной стороны четыре линии метрополитена. И для этого все готово, например на «Спортивной» двухуровневый вестибюль сделан. С этого нужно было начинать, говорили все специалисты. Тем не менее, стали делать по-другому.

Последние преобразования были связаны с Чемпионатом мира по футболу, что в итоге привело к коренному изменению схемы строительства метрополитена. Планировалось, что линия, которая идет от Сенной площади через «Горный институт» должна была прийти на намыв, а оттуда – прямо в Новую деревню. Но сделали наоборот, потянули эту ветку от «Приморской», потому что так проще. И я не знаю, что теперь будет на «Василеостровской» и на «Гостином дворе», когда поедет поток пассажиров с «Беговой».

В то же время, продление Фрунзенской линии – конечно, это очень правильно. Но при этом надо понимать, что эта линия собирает все больше и больше людей, и они все едут на одни и те же пересадочные узлы. И чем больше людей поедут с окраин, тем хуже будет ситуация в центре города на пересадках. Поэтому надо думать о поперечных хордовых связях. Это любому специалисту очевидно, но у властей сиюминутные потребности».

Автор: Олег Томский

Комментарии