Перейти к основному контенту
СравнениеНе нравится
8 (800) 777-40-91

Скачать приложение

ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияВ пику бетонным коробкам: стилизованные новостройки Петербурга

В пику бетонным коробкам: стилизованные новостройки Петербурга

Вопреки распространённому стереотипу, что новостройка – это бетонная коробка, в городе на Неве появляются жилые дома, выполненные в исторических стилях и даже такие, как в других странах. Правда, их не очень много. LIVING подготовил подборку подобных новостроек и узнал, чего стоит построить дом в итальянском или русском стиле.

Возврат к истокам

В июле на углу улицы Короленко и Баскова переулка «Группа ЛСР» достроила «Русский дом» - массивное здание с курдонером, выполненное, как можно понять из названия в «нео-псевдорусском» стиле, назовём его так. Псевдорусский стиль возник в XIX веке и «представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия», говорит нам «Википедия». И теперь в первой половине XXI века архитектор Евгений Герасимов решил сделать нечто подобное. По мнению архитектурного критика Алексея Шишкина, «Русский дом» нельзя назвать стилизацией, там просто заимствованы характерные для псевдорусского стиля мотивы.

В пику бетонным коробкам: стилизованные новостройки Петербурга Фото: ЖК «Русский дом». Источник: «Группа ЛСР»

«Это интересный вариант попытки вписать очень большое здание в относительно компактный формат исторического центра, где почти все фасады – небольшие, - предполагает господин Шишкин. - На неорусский стиль выбор пал, как мне кажется, из-за того, что в нём исторически строились крупные здания, например ГУМ на Красной площади в Москве. Чтобы вписать в пространство свою постройку, Евгений Герасимов пользовался подобными приёмами. На моей памяти подобных стилизаций не было. В основном, это классика, которая довольно монотонна».

Как раз в таком «классическом» стиле выполнены фасады жилого комплекса «Две эпохи» от ЕKE Group. Застройщик говорит, что их стремились спроектировать в стиле доходных домов Петербурга конца XIX – начала ХХ века. Алексей Шишкин парирует, что никакой стилизации там нет вовсе – фактически это длинный фасад.

В пику бетонным коробкам: стилизованные новостройки Петербурга Фото: ЖК «Две эпохи». Источник: k.com/twocenturies

Петербургский архитектор Евгений Подгорнов, который занимается в основном жильём бизнес-класса, тоже нередко экспериментирует с разными стилистическими влияниями — от конструктивизма или петербургского модерна до своеобразных реминисценций ар-деко. К советскому авангарду явно отсылает недавно введённый в эксплуатацию жилой дом «Мендельсон» на пересечении Пионерской и Корпусной улиц, а к модерну – «Дом на Кирочной» и ЖК «Щедрин».

«Нередко у Евгения Подгорнова получаются дома очень неплохого качества, но едва ли эти эксперименты можно отнести к продуманной работе со стилями. Здесь скорее желание вписаться в «петербургский контекст», - считает генеральный директор Simmetria Architectural Bureau Александр Стругач. - К слову, ещё на рубеже 1990-2000-х годов при строительстве в центре пытались заниматься стилизацией модерна и эклектики. Как правило, эти вещи всегда серьёзно проигрывали в качестве своим историческим соседям».

Как у них

Помимо уподобления каким-то конкретным историческим стилям, архитекторы иногда пытаются подражать традиционной архитектуре других стран. Первым делом вспоминается, конечно, так называемый «скандинавский стиль» о котором мы недавно подробно рассказывали. По мнению же Алексея Шишкина, ничего «национального» в этих домах нет, поскольку они являются вариантом модернизма, распространённого не только в Финляндии или Швеции.

В пику бетонным коробкам: стилизованные новостройки Петербурга Фото: ЖК «Дом у моря». Источник: yandex.ru/maps/

Необычным примеров применения и стилизации «национальных мотивов» Александр Стругач назвал «Дом у моря» на Крестовском острове, который тот же Евгений Герасимов проектировал совместно с Сергеем Чобаном. По мнению нашего собеседника, здание является примером стилистического влияния архитектуры немецкоговорящих стран.

«Из других необычных примеров «национальных» влияний я бы отметил дом, построенный в середине 2000-х на углу Крестьянского переулка и Малой Посадской улицы. Не знаю, было ли это осознанное обращение к английской стилистике, но образ у Никиты Явейна и его коллег получился именно такой, - продолжает Александр Стругач. - А вот явной эклектической реминисценцией французского парижского стиля второй половины XIX века является жилой дом, построенный в 2002 году по проекту Олега Романова на проспекте Динамо. Образцом работы с итальянскими неоклассическими мотивами стал, в свою очередь, дом Hovard Palace, не так давно построенный во дворах на Загородном проспекте по проекту московского архитектора Михаила Белова».

В пику бетонным коробкам: стилизованные новостройки Петербурга Фото: дом архитектора Романова. Источник: yandex.ru/maps

Из петербургских архитекторов, работающих с итальянскими мотивами неоклассики и античными образами Александр Стругач назвал Максима Атаянца, которому удаётся применять эти национальные влияния даже при создании домов из категории доступного жилья. Но строит он свои дома не в Петербурге, а в других регионах России — в Подмосковье, в Сочи и так далее.

На улице Ленсовета сейчас строится жилой комплекс Barcelona, однако в его архитектуре обыгрываются не какие-то каталонские мотивы, а даётся некая отсылка к работам Антонио Гауди. По мнению Алексея Шишкина, в данном случае это просто маркетинговый приём, имеющий к архитектуре довольно опосредованное отношение. Сам же дом, когда его достроят, будет попроще чем то, что мы сейчас видим на рендерах, делает гипотезу критик.

В пику бетонным коробкам: стилизованные новостройки Петербурга Фото: ЖК Hovard Palace. Источник: hovard.ch

«Бывают и совсем необычные примеры, скажем, построенный в 2017 году на Костромском проспекте дом с фасадным облицовочным кирпичом, ковкой и каменной плиткой — больше всего напоминает московские дома «лужковского» стиля. Спроектировали его, кстати, как раз москвичи — архитекторы Асадовы», - вспомнил Александр Стругач.

Почему так мало

Как мы можем увидеть, за последние пару десятилетий экспериментов со стилями в Петербурге было не так уж и много. По словам Александра Стругача, если их начинать, то от готовых заводских решений нужно переходить к чему-то необычному и неизведанному. Наиболее сложным моментом становится необходимость изготовления архитектурных деталей.

«Поскольку с камнем работать можно лишь в исключительных случаях, остаются штукатурки, требующие высочайшей квалификации мастеров — на уровне реставрации дворцов, профили из архитектурного бетона, детали из фасадного гипса или, на худой конец, — из современных атмосферостойких полимеров, - объясняет архитектор. - Есть ещё такие средства выразительности как декоративные панели из керамики, лицевой кирпич и ковка. Но при крупном строительстве всё это становится несоизмеримо дорогим удовольствием и в 90% случаев нерентабельным».

В пику бетонным коробкам: стилизованные новостройки Петербурга Фото: ЖК «Мендельсон». Источник:dommendelson.spb.ru

Так что эксперименты с выбором стиля и деталировкой относятся лишь к бизнес-классу или элитному жилью. Более того, даже в случае элитного жилья, цены можно поднять во многом за счёт места, видов из окон и больших размеров квартир, говорит Александр Стругач. Фасады при этом могут быть интересными и сложными, а могут и не быть. Даже здесь этот фактор вовсе не является определяющим.

Автор: Александр Тупеко

Комментарии