Возврат к истокам
В июле на углу улицы Короленко и Баскова переулка «Группа ЛСР» достроила «Русский дом» - массивное здание с курдонером, выполненное, как можно понять из названия в «нео-псевдорусском» стиле, назовём его так. Псевдорусский стиль возник в XIX веке и «представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия», говорит нам «Википедия». И теперь в первой половине XXI века архитектор Евгений Герасимов решил сделать нечто подобное. По мнению архитектурного критика Алексея Шишкина, «Русский дом» нельзя назвать стилизацией, там просто заимствованы характерные для псевдорусского стиля мотивы.
Фото: ЖК «Русский дом». Источник: «Группа ЛСР»«Это интересный вариант попытки вписать очень большое здание в относительно компактный формат исторического центра, где почти все фасады – небольшие, - предполагает господин Шишкин. - На неорусский стиль выбор пал, как мне кажется, из-за того, что в нём исторически строились крупные здания, например ГУМ на Красной площади в Москве. Чтобы вписать в пространство свою постройку, Евгений Герасимов пользовался подобными приёмами. На моей памяти подобных стилизаций не было. В основном, это классика, которая довольно монотонна».
Как раз в таком «классическом» стиле выполнены фасады жилого комплекса «Две эпохи» от ЕKE Group. Застройщик говорит, что их стремились спроектировать в стиле доходных домов Петербурга конца XIX – начала ХХ века. Алексей Шишкин парирует, что никакой стилизации там нет вовсе – фактически это длинный фасад.
Фото: ЖК «Две эпохи». Источник: k.com/twocenturiesПетербургский архитектор Евгений Подгорнов, который занимается в основном жильём бизнес-класса, тоже нередко экспериментирует с разными стилистическими влияниями — от конструктивизма или петербургского модерна до своеобразных реминисценций ар-деко. К советскому авангарду явно отсылает недавно введённый в эксплуатацию жилой дом «Мендельсон» на пересечении Пионерской и Корпусной улиц, а к модерну – «Дом на Кирочной» и ЖК «Щедрин».
«Нередко у Евгения Подгорнова получаются дома очень неплохого качества, но едва ли эти эксперименты можно отнести к продуманной работе со стилями. Здесь скорее желание вписаться в «петербургский контекст», - считает генеральный директор Simmetria Architectural Bureau Александр Стругач. - К слову, ещё на рубеже 1990-2000-х годов при строительстве в центре пытались заниматься стилизацией модерна и эклектики. Как правило, эти вещи всегда серьёзно проигрывали в качестве своим историческим соседям».
Как у них
Помимо уподобления каким-то конкретным историческим стилям, архитекторы иногда пытаются подражать традиционной архитектуре других стран. Первым делом вспоминается, конечно, так называемый «скандинавский стиль» о котором мы недавно подробно рассказывали. По мнению же Алексея Шишкина, ничего «национального» в этих домах нет, поскольку они являются вариантом модернизма, распространённого не только в Финляндии или Швеции.
Фото: ЖК «Дом у моря». Источник: yandex.ru/maps/Необычным примеров применения и стилизации «национальных мотивов» Александр Стругач назвал «Дом у моря» на Крестовском острове, который тот же Евгений Герасимов проектировал совместно с Сергеем Чобаном. По мнению нашего собеседника, здание является примером стилистического влияния архитектуры немецкоговорящих стран.
«Из других необычных примеров «национальных» влияний я бы отметил дом, построенный в середине 2000-х на углу Крестьянского переулка и Малой Посадской улицы. Не знаю, было ли это осознанное обращение к английской стилистике, но образ у Никиты Явейна и его коллег получился именно такой, - продолжает Александр Стругач. - А вот явной эклектической реминисценцией французского парижского стиля второй половины XIX века является жилой дом, построенный в 2002 году по проекту Олега Романова на проспекте Динамо. Образцом работы с итальянскими неоклассическими мотивами стал, в свою очередь, дом Hovard Palace, не так давно построенный во дворах на Загородном проспекте по проекту московского архитектора Михаила Белова».
Фото: дом архитектора Романова. Источник: yandex.ru/mapsИз петербургских архитекторов, работающих с итальянскими мотивами неоклассики и античными образами Александр Стругач назвал Максима Атаянца, которому удаётся применять эти национальные влияния даже при создании домов из категории доступного жилья. Но строит он свои дома не в Петербурге, а в других регионах России — в Подмосковье, в Сочи и так далее.
На улице Ленсовета сейчас строится жилой комплекс Barcelona, однако в его архитектуре обыгрываются не какие-то каталонские мотивы, а даётся некая отсылка к работам Антонио Гауди. По мнению Алексея Шишкина, в данном случае это просто маркетинговый приём, имеющий к архитектуре довольно опосредованное отношение. Сам же дом, когда его достроят, будет попроще чем то, что мы сейчас видим на рендерах, делает гипотезу критик.
Фото: ЖК Hovard Palace. Источник: hovard.ch«Бывают и совсем необычные примеры, скажем, построенный в 2017 году на Костромском проспекте дом с фасадным облицовочным кирпичом, ковкой и каменной плиткой — больше всего напоминает московские дома «лужковского» стиля. Спроектировали его, кстати, как раз москвичи — архитекторы Асадовы», - вспомнил Александр Стругач.
Почему так мало
Как мы можем увидеть, за последние пару десятилетий экспериментов со стилями в Петербурге было не так уж и много. По словам Александра Стругача, если их начинать, то от готовых заводских решений нужно переходить к чему-то необычному и неизведанному. Наиболее сложным моментом становится необходимость изготовления архитектурных деталей.
«Поскольку с камнем работать можно лишь в исключительных случаях, остаются штукатурки, требующие высочайшей квалификации мастеров — на уровне реставрации дворцов, профили из архитектурного бетона, детали из фасадного гипса или, на худой конец, — из современных атмосферостойких полимеров, - объясняет архитектор. - Есть ещё такие средства выразительности как декоративные панели из керамики, лицевой кирпич и ковка. Но при крупном строительстве всё это становится несоизмеримо дорогим удовольствием и в 90% случаев нерентабельным».
Фото: ЖК «Мендельсон». Источник:dommendelson.spb.ruТак что эксперименты с выбором стиля и деталировкой относятся лишь к бизнес-классу или элитному жилью. Более того, даже в случае элитного жилья, цены можно поднять во многом за счёт места, видов из окон и больших размеров квартир, говорит Александр Стругач. Фасады при этом могут быть интересными и сложными, а могут и не быть. Даже здесь этот фактор вовсе не является определяющим.