Перейти к основному контенту
ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияСтанут ли дворы платными парковками?

Станут ли дворы платными парковками?

Поколения российских автомобилистов привыкли к тому, что где-где, а уж под окнами своего дома всегда можно оставить на ночь свою машину без особых проблем. Вполне возможно, что вскоре эта привычка уйдет в прошлое. Госдума приняла закон, разрешающий создавать во дворах жилых домов платные парковки. Как он может быть воплощен в жизнь – разбирался LIVING.

Вообще-то платные парковки во дворах существуют уже сейчас. На территориях, которые относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (будем для простоты называть такие территории общедомовым имуществом), собственники могут делать все, что не запрещено законом. Платные парковки не запрещены, хотя чаще всего придомовая территория просто огораживается, для того, чтобы ею могли пользоваться только жители этого дома. Но если, например, рядом находится бизнес-центр, то почему бы не заработать на его посетителях.

Станут ли дворы платными парковками?

Другое дело, что общедомовое имущество – это далеко не весь двор. Как правило, дворы Санкт-Петербурга и Ленинградской области – это «лоскутные одеяла», составленные из участков, принадлежащих домам, застройщикам и городу. Нередки случаи, когда эти участки четко не разграничены. Видимо, закон, разрешающий платные парковки во дворах, подстегнет процесс разграничения.

Создаются платные парковки и на участках застройщиков. Собственно, такой уже почти обязательный атрибут новостройки, как многоэтажный паркинг – это фактически та же платная парковка. Возникают около новых домов и обычные открытые автостоянки. И уже нередки случаи, когда припозднившийся автомобилист вечером элементарно не находит бесплатного места во дворе и вынужден парковать свою машину за деньги.

Но вот создание платных парковок на городских землях внутри кварталов до сих пор не было регламентировано. Хотя, по словам депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексея Ковалева, это не мешало появлению разного рода сомнительных схем.

«Никакого порядка выделения земельных участков и предоставления их под парковки не существует», - говорит депутат. Однако «в любом дворе, где имеется городская земля, может быть без конкурса, без согласования с собственниками жилых и нежилых помещений организована парковка, которая может быть сдана в аренду по каким-то грошовым ценам. То есть это чистая коррупция», - заявляет Алексей Ковалев.

Логично предположить, что новый закон поможет навести в этой сфере порядок. Но на самом деле пока к нему больше вопросов, чем ответов.

Станут ли дворы платными парковками?

Это только начало

О том, что в последние дни 2017 года был принят закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» написали многие СМИ, указав, что он впервые регламентирует создание платных парковок во дворах жилых домов. Но мало кто дочитал объемный документ до конца. Между тем, его последняя статья гласит «Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования». То есть в 2018 году еще ничего не изменится.

Что же ждет автомобилистов и жителей новостроек после истечения этого срока? Помочь разобраться в новом законе LIVING попросил практикующего юриста в сфере ЖКХ Ирину Тимофееву.

«Пока в законе нет никакой конкретики», - говорит юрист. Чтобы он реально заработал, потребуется принятие различных подзаконных актов, а также региональных законов. «Нам еще нужны законы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые пропишут порядок действий органов власти при решении этих вопросов. Сейчас этого порядка не установлено. Идет отсылка, что на основании этого закона субъекты федерации будут принимать свои законы».

Так, например, любой субъект Федерации сможет своим решением ограничить перечень мест, где могут появляться новые платные парковки. Это, например, территории, прилегающие к школам и детсадам, медицинским учреждениям, зданиям органов власти. А также… общедомовые территории. То есть если вы решили заработать всем домом на платном паркинге в собственном дворе, то власть теперь сможет сказать вам: «Нельзя!» При этом на соседнем городском участке такой паркинг сможет появиться совершенно спокойно.

Еще одна размытая формулировка нового закона: «Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования… принимаются органами местного самоуправления… с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования».

Станут ли дворы платными парковками?

Это вовсе не означает, что если жители домов будут против новой парковки на городском участке, то ее там не появится. «Это общая оценочная формулировка, никакого порядка принятия решения не прописано, - говорит Ирина Тимофеева. - Теоретически, исходя из действующего жилищного законодательства, администрация должна инициировать проведение в каждом доме общего собрания и вынести на повестку дня вопрос о том, чтобы организовать платную парковку. Но «с учетом мнения» - это не «согласно мнению». У нас много копий сломано по вопросам проведения публичных слушаний, где мнение граждан также должно учитываться. Но когда публичные слушания по вопросам, связанным с градостроительной деятельностью, проводятся, у нас это «с учетом мнения» очень часто игнорируется. Ну, скажут жители «не хотим», а последнее слово все равно не за ними».

Возникает вопрос: если уж повлиять на решение города о создании платной парковки во дворе своего дома, видимо, не получиться, то может быть можно хотя бы пользоваться ею бесплатно или хотя бы со скидкой? «Из нового закона это не следует», - отвечает Ирина Тимофеева.

С одной стороны, в городе действуют нормативы обеспеченности жителей социальными объектами, в число которых входят и парковочные места. Так, на 80 кв. м жилой площади застройки положено одно машино-место. Вот только нигде не сказано, что оно должно быть бесплатным.

С другой стороны, когда в центре Петербурга появилась пилотная зона платной парковки, местным жителям предоставили существенную льготу. Они получили право оформить парковочное разрешение на три года за 900 рублей. Будут ли действовать похожие льготы в районах новостроек, большой вопрос.

Год на раздумья

LIVING попытался узнать позицию органов власти относительно парковок во дворах жилых домов. Но ни в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (отвечает за создание платных парковок в городе в целом), ни в Комитете по благоустройству (благоустраивает улично-дорожную сеть), ни в Жилищном комитете (отвечает за придомовые территории) не смогли сказать ничего определенного о перспективах реализации нового закона. Из чего можно сделать вывод, что у чиновников пока нет идей, как претворять его в жизнь. Впрочем, на то, чтобы вникнуть и разобраться, у них есть еще почти год.

Автор: Олег Томский

Комментарии