ГлавнаяЭкспертизаИсследованияНовостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетинга

Новостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетинга

Автор: Александр Тупеко

Сегодня фотографом называет себя почти каждый, кто купил на Avito «китовую» камеру Nikon или Canon. Молодые люди сразу начинают снимать голых барышень на болоте и заброшенные заводы, а девушки – всякую «милоту» вроде сестринских собачек или детишек своих уже социализировавшихся подружек. Более или менее разобравшись в настройках и освоив Photoshop, некоторые пытаются монетизировать своё хобби – берут скромные деньги за фотосессии, кто-то работает на свадьбах, очевидно, не самых притязательных пар. Как можно легко понять, вещи, не овеянные флёром хипстерской романтики, провальные с точки зрения сбора лайков в Instagram и те, на которых не заработать копеечку, едва ли привлекут вчерашних школьников с большими камерами.

Понятно, что при таком раскладе фотографирование новостроек вряд ли будет кому интересно. Если юноши и девушки, увлёкшиеся данным хобби, живут с родителями в Купчино или на Гражданке, то они предпочтут пофоткать центр города в окрестностях ТРК «Галерея», а не ехать в Мурино, Кудрово или, не приведи Господь, в Шушары. Ребятам постарше, которым мама и папа купили студию в новостройке, скорее всего тоже будет неинтересно снимать окружающую их обыденность. Зачастую убогую.

А мы, в свою очередь, решили рассказать о людях, которые фотографировали районы новостроек во времена СССР, и о тех, кто делает это сегодня – какой в этом есть неочевидный интерес и как на этом можно заработать побольше, чем на бракосочетаниях. Если руки растут из нужного места, разумеется.

Анонимное хобби

В советские годы фотоаппараты стали массово появляться у граждан уже после Великой Отечественной войны. И люди, увлечённые новым хобби, часто неосознанно фиксировали на плёнку вещи, которые сегодня представляют историческую ценность. В базе ретро-фотографий стран и городов pastvu.com выложено множество любительских снимков окраин Ленинграда. На фотокарточках 1960-1980-х годов люди позируют на фоне своих новых домов, это кадры из семейных архивов. Но сегодня эти архивные изображения представляют большой интерес для любого горожанина, интересующегося своей «малой родиной».

Фото: Владимир Валдин

Новостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетингаНовостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетингаНовостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетинга

«Я начал фотографировать город в начале 1980-х годов, когда мне было лет 12, - вспоминает эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин. – В то время мне подарили первый фотоаппарат «Смена-Символ». Сейчас я уже не вспомню, почему эта тематика вызвала у меня интерес. Со временем я стал снимать уже осознанно, «для истории» - дома, транспорт, просто что-то, что понравилось. От прекрасного до уродливого».

Увлечение для неравнодушных

Петербургский фотограф Николай Гонтарь давно сотрудничает с финской газетой Нelsingin Sanomat, но живёт в Петербурге. И порой фотографирует новостройки и просто выкладывает снимки в соцсетях.

Фото: Николай Гонтарь

Новостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетингаНовостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетингаНовостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетинга

«Я снимаю это, потому что процесс строительства на глухих окраинах, посреди деревень – очень контрастная картинка. Во-вторых, всё, что происходит на стройках в нашей стране, а особенно в таком большом городе как Санкт-Петербург, очень напоминает фильмы про апокалипсис. Также эта тема всегда будет актуальна в нашей стране из-за проблем в строительстве, ипотеке, в связи с тем, что площадь застройки уничтожает зелёные зоны, парки, - говорит Николай. - Ну и, естественно, интересен тот факт, что город расширяется, границам нет предела, и это настораживает. Снимаешь, и потом, лет через пять, поражаешься масштабам, которые растут из года в год семимильными шагами».

Как хобби становится работой

«Работа фотографа разнообразна: кто-то снимает девушек в студии, а кто-то производство, промышленность, стройки. Это одно из практических продолжений фотографии, я не могу сказать, что диковинное, но всё-таки своеобразное. Когда встал вопрос выбора специализации, мне были интересны заводы, техника, - рассуждает фотограф Дмитрий Песочинский. - Поскольку это оказалось востребованным, то переросло в работу».

Фото: Дмитрий Песочинский

Новостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетингаНовостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетингаНовостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетинга

Дмитрий много работает с застройщиками – снимает объекты для их сайтов. По его словам, девелоперские компании сами выходят на него, увидев снимки у своих коллег, конкурентов. Но не каждый стремится обращаться к авторам с опытом.

«Если компании хотят сэкономить за счёт качества, то всегда найдут кого-то подешевле. Я не стараюсь «взять ценой». А застройщики часто нанимают людей без достаточного опыта, что довольно опасно. Я захожу на сайты, на каждый третий из которых нельзя смотреть без слёз. Компании находятся на серьёзном рынке, имеют миллиардные капиталы, но экономят на копейках. А ведь фотография – это основное, что продаёт».

Как воруют

Многие фотографы, которые снимают нетривиальные вещи, сталкиваются с похищением их фотографий различными сайтами. Редактор градостроительного портала «Канонер» Дмитрий Ратников, который принципиально делает все фотографии сам, рассказал о своём горьком и, отчасти, забавном опыте, связанным с несоблюдением копирайта.

«Фото новых зданий воруют довольно часто. В основном это сайты-каталоги, которые делают под каждый проект новую страницу, - рассказывает Дмитрий. - Иногда, если есть время, я отправлю им страйки (предупреждения за нарушение авторских прав – прим. ред.), после чего фотки убираются, но иногда и нет. Часто фото без подписи берут также строительные СМИ. В этом случае я и коллеги стараемся написать руководителю, и ссылка на первоисточник появляется. Смешнее всего было, когда стройплощадку на улице Бабушкина однажды незаконно своровала прокуратура Петербурга, а потом, после страйка, извинялась».

Фото: Дмитрий Ратников

Новостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетингаНовостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетинга

По мнению же Дмитрия Песочинского, человек может совсем не стремиться к славе, но свою фотографию он должен обозначить, чтобы его в итоге нашёл потенциальный заказчик. Если работу не стыдно показать, то лучше, чтобы был копирайт, как минимум авторство было бы где-то указано.

«Авторское право не отчуждаемо в принципе, - говорит фотограф. - Если за фотографию заплатили клиенты, то они не стали её автором. Если Майкл Джексон купил права на Beatles, то он не стал автором песен. С фотографиями так же. Авторство всё равно остаётся за тем, кто это сделал».

Искусства не сделать

В 2016 году вышел альбом фотографий Дмитрия Песочинского «Санкт-Петербург. 300 метров над городом». Эта книга – результат более тридцати полетов на вертолете, осуществленных автором за несколько лет. Помимо исторического центра, книга открывает неожиданную красоту городских окраин и новостроек. По словам Дмитрия, издание стало побочным продуктом его работы – фотограф просто снимал с воздуха различные объекты для коммерческих заказов, а заодно запечатлевал то, что казалось ему интересным. Альбом был издан при содействии известного мецената от строительства Вячеслава Заренкова.

Фото: Дмитрий Песочинский

Новостройки в объективе: от увлечения советских школьников до маркетинга

«Фотографирование новостроек приносит деньги, только если делается по заказу застройщика, - говорит Николай Гонтарь. – Всё остальное – это чисто хобби и энтузиазм. Лично я не хочу делать свои выставки. Но мне никто и не предлагал. А сам я ни за что не буду искать подобные возможности, этим заниматься. Захотят – сами меня найдут, распечатают снимки и всё организуют. Я за дело этим творчеством горжусь, а не за количество выставок и участий в конкурсах. А так-то, да – почти каждый, кто считает себя фотографом, ищет кураторов, которым потом лижет одно место».

Поделиться

Комментарии:

Сетевое издание LIVING зарегистрировано Роскомнадзором 30.11.2017 г. за номером ЭЛ № ФС 77 – 71723.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Умный поиск».
Главный редактор: Бабенко Наталья Владимировна
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, ул. Б.Морская, д.3-5, оф. 200
Тел. (812) 337-27-66
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на living.ru.
Информационная продукция предназначена для взрослых и детей старше 16 лет.
© 2017 «Living.ru»
Войтиили зарегистрироваться