Перейти к основному контенту
ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияМетро Петербурга: с верой в новые станции

Метро Петербурга: с верой в новые станции

В ушедшем 2020 году метростроение в Петербурге не отметилось какими-то трудовыми свершениями, например, новыми станциями, разве что – скандалами. Однако важное событие все же произошло и оно, вероятно, будет оказывать влияние на развитие подземки в городе еще очень долгое время.

Речь идет об образовании новой компании, которая явно и будет заниматься строительством метрополитена – АО «Метрострой северной столицы», учрежденное банком ВТБ. В ноябре было создано юрлицо, а в декабре банк передал 65% акций новообразованной компании Смольному. И, когда вернет свои инвестиции, скорее всего, отдаст и остальные 35%.

Понятно, что все перспективные проекты в области метростроения в Петербурге будет реализовывать новая компания. Сейчас она занимается получением необходимых лицензий и разрешений и к активным работам приступит в течение 2021 года. А вот будущее компании «Метрострой», стоявшей у истоков городской подземки и строившей ее почти 80 (!) лет, представляется довольно печальным.

В начале года был арестован по обвинению в хищении 178 млн рублей гендиректор «Метростроя» Николай Александров, в декабре его, правда, выпустили под домашний арест. Уже в январе суд вполне может ввести в отношении предприятия процедуру банкротства. В

этом случае весьма вероятным видится следующий сценарий: конкурсный управляющий выставляет имущество банкрота на торги и «Метрострой северной столицы» выкупает всю производственную базу «конкурента». Деньги на это выделит ВТБ. Смольный, в свою очередь, разорвет действующие контракты с «Метростроям» и передаст их (при помощи формальных конкурсных процедур) новому подрядчику.

Таких контрактов на сегодня у «Метростроя» два. Во-первых, он приступил к завершающей фазе – строительству последнего тоннеля – строительства продолжения «оранжевой» линии метро от станции «Спасской» до «Горного института» с промежуточной «Театральной». Запуск ее в эксплуатацию по печальной петербургской традиции переносился уже неоднократно, но если темп работ хотя бы сохраниться на нынешнем уровне, то открыть «Горный институт» к ныне актуальному сроку, то есть концу 2023 года, вполне можно. «Театральная» после этого как минимум два года будет «станцией-призраком», без выхода на поверхность. Пока непонятно, можно ли строить надземный вестибюль рядом с Мариинским театром, второй выход на углу Лермонтовского и Декабристов соорудить проще, но раньше 2024 года к работам вряд ли приступят.

Метро для новостроек

Второй контракт – строительство новой Красносельско-Калининской ветки метрополитена от станции «Путиловская» (с пересадкой на «Кировский завод») до «Юго-Западной» на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова. В июне завершена проходка наклонного хода «Юго-Западной», ведется проходка и самого тоннеля. Запуск новой линии намечен на сентябрь 2023 года, тут тоже без переноса не обошлось (изначально пустить поезда хотели в июне 2022-го). Так что может получиться, что в течение одного календарного года Петербург получит сразу две новые станции – это будет невиданное достижение. Впрочем, загадывать не приходится – слишком в уж плачевном состоянии пребывает городское метростроение в последние годы.

Но, скажем, «Группа ЛСР» вполне может для продвижения своего нового проекта на Маршала Казакова, 21 использовать фактор скорого появления новой станции. То же самое, в принципе, могут делать и многочисленные застройщики на намывных территориях, впрочем, станция «Горный институт» от них будет все же далековато.

А что дальше?

Ответить на этот вопрос трудно, все же сильно многое будет зависеть от того, сможет ли Смольный в нынешней непростой экономической ситуации обеспечить стабильное финансирование строительства подземки. Раньше получалось как-то не очень, но, может быть, дело именно в подрядчике? Ответ на этот вопрос мы сможем получить года через два, не раньше. Но повод для осторожного оптимизма имеется: во-первых, хуже уже вряд ли может быть. Во-вторых, глава ВТБ Андрей Костин – это фактически представитель Москвы в нашем городе, он вхож в Кремль и ставить палки в колеса его детищу Смольному будет явно невыгодно.

Очевидно, если во взаимоотношениях городских властей и ВТБ все пойдет на лад, то следующей стратегической задачей станет дальнейшее расширение Красносельско-Калининской линии до Обводного канала, продолжение «зеленой» ветки от «Беговой» к «Шуваловскому проспекту» и мегапроект – Кольцевая линия, которая городу, конечно, очень нужна.

Автор: Игорь Терновых

Комментарии