Аэропанорама
ГлавнаяЭкспертизаИсследованияМетро будущего: большие планы и горькая реальность

Метро будущего: большие планы и горькая реальность

Автор: Александр Тупеко
Поделиться

Не так давно комитет по развитию транспортной инфраструктуры опубликовал новую схему развития метрополитена в Петербурге. LIVING посмотрел, что нам обещают в ближайшие годы и проконсультировался у экспертов, насколько реальны эти планы.

«Проспект Славы» — «Дунайская» — «Шушары»

В декабре городские власти официально заявили о переносе сроков открытия трех новых станций 5-й линии метро: «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Шушар». Согласно контракту, заключённому с «Метрострой», открытие должно было состояться в декабре, новая дата – май 2019-го. Кстати, изначально утверждалось, что открытие состоится в 2017 году. Затем «Метрострой» пообещал, что готов пустить пассажиров в марте 2018-го. Но при условии, если город выделит необходимое финансирование.

В Смольном, в свою очередь, заявили о возможном расторжении контракта с «Метростроем» из-за нарушения сроков. На это в компании-генподрядчике ответили, что заказчик изначально нарушал контракт, в частности, снижал цены строительства. По версии «Метростроя», стоимость изменили с 35 млрд до 25,9 млрд. При этом, подрядчик уверяет, что смета была рассчитана на 34 млрд, то есть сверх фактической суммы контракта. Кроме того, компания-строитель петербургского метро оказалась недовольна выбором подрядчика, который должен был разработать документацию. Из-за него якобы строители не могли начать работу и сдавать ее вовремя.

Рендер: «Проспект Славы. Источник: Ленметрогипротранс

«Приведение цены контракта в соответствие произошло за два месяца до срока окончания строительно-монтажных работ. По объективным причинам данные средства не могут быть освоены за столь короткий срок. Тем более что 4,2 млрд, выделенные согласно последнему постановлению правительства, в ОАО «Метрострой» так и не поступили», - объяснили ситуацию в компании.

Эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства (ERA) Роман Мюнге в беседе с LIVING’ом согласился, что при должном финансировании производственные мощности «Метростроя» без вопросов позволяют это сделать, спокойно реализовать заданный план, так что вопрос только в деньгах. «В Петербурге самая низкая стоимость перегонного тоннеля, поскольку он идёт в глубоких грунтах, песчаниках, которые неплохо копаются. Но, с другой стороны, здесь самая дорогая в мире стоимость строительства наклонных ходов. Отсюда себестоимость километра получается высокой», - объяснил специалист.

«Театральная» — «Горный институт»

В схеме указано, что продолжение оранжевой линии в виде станций «Театральная» и «Горный институт» должно заработать уже в конце 2019 года.

Однако по прогнозам экспертов строительство двух новых станций может затянуться как минимум до 2021 года. Согласно поправкам к бюджету, внесенным врио губернатора Александром Бегловым, финансирование работ растянули на 2 года: 6,4 млрд город готов потратить в 2019 году, ещё 9 млрд – в 2020-м.

Рендер: «Театральная». Источник: Ленметрогипротранс

Задачу осложняет и то, что пока непонятно, где будет выход с «Театральной». По словам Романа Мюнге, из-за сложных геологических условий в этом месте, стоимость наклонного хода там получится «атомной». Чтобы избежать возможных обрушений зданий, придётся промораживать грунт. В тоже время, степень готовности этого отрезка оранжевой ветки довольно высока, и запустить движение к 2021 году вполне реально. «Поскольку содержание неэксплуатируемых тоннелей – очень дорогое удовольствие, то я думаю, что ветку откроют, но «Театральная» на неопределённый срок станет «станцией-призраком», как это было у вас с «Адмиралтейской», - прогнозирует наш собеседник.

«Путиловская» — «Юго-Западная»

Изначально на строительство двух станций на юго-западе отводилось 6,5 лет. Но положение дел изменилось после того, как врио губернатора Александр Беглов своей поправкой в бюджет снял со строительства метрополитена, в том числе Калининско-Красносельской линии, 8 млрд рублей. При этом в КРТИ называют срок открытия «Путиловской» и «Юго-Западной» - 2022 год. Хотя там ещё не началась проходка тоннелей.

По мнению Романа Мюнге, сокращение бюджета было сделано в связи с тем, что появление на новой линии только «Путиловской» и «Казаковской» не дало бы ничего, кроме дополнительных проблем. «В 7 часов утра на станции «Проспект Ветеранов» вагоны набиваются до отказа. Это самая загруженная станция в Европе. Теперь представьте, что происходило бы на «Кировском заводе», когда в и без того полные поезда пытались бы сесть ещё люди, пересаживающиеся с новой ветки, - объясняет Роман Мюнге. – «Юго-Западная» должна расположиться на пересечении проспектов Маршала Жукова и Маршала Казакова, где огромный жилой район. Если сейчас пассажиры наземным транспортом добираются до разных станций, то в случае запуска ветки, весь поток примет на себя «Кировский завод». В вагоны просто будет не войти».

Рендер: «Юго-Западная». Источник: Ленметрогипротранс

По мнению эксперта, со строительством Калининско-Красносельской ветки будет связан ещё ряд проблем. Если прокладывать её дальше – в сторону «Броневой» и «Обводного канала», метростроители столкнутся с крайне сложными грунтами. Линию придётся вести на очень большой глубине, наклонные ходу нужно будет делать промежуточными площадками, как на «Адмиралтейской». Всё это повлечёт за собой колоссальные затраты.

Никакого метро в Кудрово не будет

Который год идут разговоры о строительстве станции метро в одном из крупнейших «муравейников» - Кудрово. Нарисована она и на новой схеме. Ориентировочный срок запуска – 2023-2025 годы. Но как обстоит ситуация на самом деле?

«Начнём с того, что строительство метро в Кудрово невозможно с административной точки зрения. Населённый пункт находится не в Петербурге, а в Ленинградской области – это уже другой регион. Спрашивается, как между двумя субъектами федерации можно наладить оперативное и перекрёстное финансирование, как определять величину объёма перевозок? Это не прописано ни в одном законе», - отметил Роман Мюнге.

Пискарёвка без всего

А вот на Пискарёвке, где метро так необходимо, новые станции планируется построить только после 2030 года. По словам же эксперта Ассоциации Транспортных Инженеров Владимира Валдина реальной альтернативой метро в этом районе мог бы стать трамвай. Тем более, что строительство линии вдоль Пискарёвского проспекта входило в планы Смольного. Однако на общественных по этому вопросу слушаниях «завелись» специальные бабушки, которые активно выступали против вырубки деревьев под пути. В результате никакой линии так и не было построено.

«Ещё в своё время в планы закладывалась трамвайная линия от проспекта Просвещения по правому берегу Невы в Весёлый Посёлок. Тогда у жителей Пискарёвки была бы связь со станциями метро «Новочеркасская» и «Площадь Ленина», - рассказывает Владимир Валдин. - Вообще таким образом решить проблему можно везде - либо делать выделенные полосы для безрельсового транспорта, либо прокладывать трамвайные линии. Все участки где должны быть «выделенки» уже давно проработаны, но у нас есть автомобильное лобби, которое считает, что в первую очередь нужно обеспечить свободу движения машин. Поэтому ничего и не делается».

Комментарии:

Сетевое издание LIVING зарегистрировано Роскомнадзором 30.11.2017 г. за номером ЭЛ № ФС 77 – 71723. Учредитель: ООО «Умный поиск».
Главный редактор: Бабенко Наталья Владимировна
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, ул. Б.Морская, д.3-5, оф. 200. Тел. (812) 337-27-66
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на living.ru.
Информационная продукция предназначена для взрослых и детей старше 16 лет.

© 2014—2018 Living. Все права на материалы сайта защищены законом РФ.