Перейти к основному контенту
ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияМетро 2018: толку будет меньше, чем могло бы быть

Метро 2018: толку будет меньше, чем могло бы быть

В 2018 году в Петербурге должны открыться сразу пять новых станций метро. Жители отдаленных спальных районов ждут этого как дети дня рождения. А что чувствует ребенок, когда на день рождения получает вместо велосипеда сандалии? Известно что. Специалисты говорят, что вожделенные станции будут и, правда, больше похожи на сандалии, чем на велосипед. Вместе с аналитиком Европейского железнодорожного агентства, членом внешней экспертной группы по подготовке Чемпионата мира 2018 Романом Мюнге и экспертом межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Владимиром Валдиным мы разбирались, что не так с новыми станциями петербургской подземки.

Фрунзенский радиус

Предполагалось, что строительство «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Шушар» завершится в мае этого года, перед самым началом Чемпионата мира по футболу. В конце ветки строится депо «Южное», где будут обслуживать составы с фиолетовой, оранжевой и зелёной линии, на которой в апреле должны открыться две другие станции – «Новокрестовская» и «Беговая». Чтобы оно заработало, а это, в данном случае, ключевая задача, его нужно связать с действующим метрополитеном соединительной линией. Поэтому очень возможно, что первое время поезда будут проезжать «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары» пустыми. Открытие станций Фрунзенского радиуса для горожан, очень вероятно, состоится в декабре.

Метро 2018: почему от новых станций будет мало толку Фото: проект оформления станции «Шушары». metro.spb.ru

«В городе сегодня дефицит депо, из-за чего и поезда обслуживать сложно, и на четвёртой и пятой линиях ходят по шесть вагонов. Более длинные составы не могут пройти из Рыбацкого из-за существующих технологических ограничений на третьей линии, которая рассчитана только на шестивагонные поезда, - объясняет Владимир Валдин. - Строительство ещё одного депо запланировано и на северном продлении пятой линии, за Комендантским проспектом. И это было бы нужнее городу, поскольку в том районе наблюдается перегрузка даже не самой линии, а станций на вход и выход. Но в итоге в преддверии Чемпионата решили строить там, где проще - до проспекта Славы ещё в советское время была частично сделана проходка тоннеля. Хотя большой нужды в метро в этом районе нет - вдоль Бухарестской улицы есть трамвайная линия, которая эффективно справляется с пассажиропотоком».

«Да, депо нужно. Но не обязательно строить для этого такой длинный перегон, ведь мест много, - соглашается Роман Мюнге. - Помимо проекта за Комендантским проспектом, о котором вспомнил Владимир, есть и другие подходящие и адекватные варианты. К примеру, можно было бы сделать приоритетным сооружение также запланированного депо «Красносельское». А строить ради депо в Шушарах ещё две станции, когда и «Купчино», и «Обухово» полностью справляются с этим районом - безумно непрофессиональная и бездарная трата сил, средств и времени».

Метро 2018: почему от новых станций будет мало толку Фото: проект вестибюля станции «Шушары». metro.spb.ru

Запуск Фрунзенского радиуса на данном этапе может реально облегчить жизнь только городу Колпино, считает Владимир Валдин. К станции «Шушары» жителей сможет подвозить автобус. Пока же все автобусы и маршрутки из Пушкина и Колпино едут к метро «Купчино», попадая на перегруженном Московском шоссе в хронические пробки из-за «насаживаемых» на его ось всё новых и новых микрорайонов. Таким образом, с открытием «Шушар» одновременно произойдет и рассредоточение потока в сторону Купчино, и улучшения для Колпино где, в отличие от Пушкина, довольно печальная ситуация с регулярностью и частотой электричек. Что же касается самого микрорайона Шушары, где продолжается активное жилищное строительство, одноимённая станция не будет особенно полезной для жителей, так как вестибюль находится более чем в трёх километрах от жилых кварталов. Намного дальше и логистически значительно менее привлекательно, чем привычное «Купчино».

«Пусть сейчас станция далеко, со временем жилая застройка прекрасно подтянется и туда. Помяните мои слова – через три года новые дома будут возводиться уже вокруг станции «Шушары», - рассуждает Роман Мюнге. - Как только становится известно, что где-то появится метро, вокруг дорожает земля и недвижимость, идёт лавинообразный процесс. И чем это заканчивается, все прекрасно понимают».

«Новокрестовская» - «Беговая»

Новые станции третьей линии - «Новокрестовская» и «Беговая» - откроются 29 апреля, заявил недавно вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Известно, что продолжение зелёной ветки строилось к Чемпионату мира по футболу, чтобы обеспечить болельщиков подземкой, выполнив обещанное FIFA. Но соревнования пройдут, а станции останутся. Насколько они будут полезны жителям города?

««Новокрестовская» - самая бессмысленная с любой точки зрения станция петербургского метрополитена. Для обслуживания рекреационной зоны достаточно «Крестовского острова». Появление здесь второй станции могло бы быть обоснованным при общем уровне благосостояния в стране равного Дубаю или хотя бы Японии. А так – станция на 146% политическая, и появляется только потому, что для наших властей метро – это больше чем транспорт. Это Священная Корова, на алтарь которой данном случае была положена судьба шестой Красносельской линии, - объясняет Владимир Валдин. - Более того, по местной интерпретации норм безопасности, «Новокрестовская» всё равно будет закрываться после матчей, потому что именно туда одновременно направится вся толпа болельщиков. В обычные же дни она будет совершенно пустой».

Метро 2018: почему от новых станций будет мало толку Фото: проект станции «Новокрестовская». metro.spb.ru

Также из-за спешки, с которой строят «Новокрестовскую», был выбран самый дешёвый вариант её строительства под шестивагонные поезда, хотя в более ранних планах станция должна была стать «восьмивагонной» и появиться на продолжении четвёртой, а не третьей линии в ту же Лахту. Теперь с учётом реальной ситуации продление четвёртой линии – фантастика, а на «Беговую» тоже пойдут электрички из 6 вагонов. Если рассуждать о «Беговой», то, по мнению Владимира Валдина, было бы также логичнее строить продолжение четвёртой линии сразу с выходом в Северо-Приморскую часть, то есть дальше на север. Сейчас весь этот огромный район завязан на «Старую Деревню», к которой очень слабая подвозящая логистика.

««Беговая» появится на улице Савушкина и соберёт на себя народ и оттуда, и из Северо-Приморской части. Причём люди будут идти через железнодорожный переход, где и так постоянно происходят трагедии. А с появлением метро, как точки тяготения, поток через железную дорогу вырастет в разы. Об этом знают, много говорят, но никто ничего не делает, - говорит Владимир Валдин. - Да, «Беговая» даст хорошее подспорье жителям Приморского района, которые сейчас едут на «Старую Деревню» через пробки на Планерной или одноуровневый переезд через железную дорогу, что около метро. Также станция создаст удобство жителям Курортного района и Кронштадта, но все эти люди сядут в шестивагонные поезда третьей линии, которая и так на Васильевском острове заполняется очень сильно. Я прогнозирую рост социальной напряжённости и автомобилизацию в очень большом радиусе от нынешней «Приморской», будущей бывшей конечной. В общем, одно, не сильно болящее – лечим, а другое – калечим».

Метро 2018: почему от новых станций будет мало толку Фото: проект станции «Беговая». metro.spb.ru

«Как только появится «Беговая», где по утрам будет садиться значительная часть жителей Курортного и Приморского районов, станция «Приморская» превратится в форменный ад, - прогнозирует Роман Мюнге. - На «Василеостровской» поезда берут штурмом уже сейчас. А дальше можно думать о том, чтобы запускать экспрессное движение от «Беговой» до «Гостиного двора». Между ними просто нет смысла останавливаться, там никто не войдёт и не выйдет».

Что дальше

«Гораздо более интересно то, что будет в отдалённой перспективе. Я имею ввиду строительство «Юго-Западной». Зачем это нужно – совершенно непонятно. Открывать линию с одной станцией – преступление. Это просто парализует всю красную ветку – на «Кировском заводе» туда будет пересаживаться весь этот огромный район, пассажиропотоки из которого сейчас как-то распределяются между «Проспектом Ветеранов», «Ленинским» и «Автово», - опасается Роман Мюнге. - Намного целесообразнее было бы продлить первую линию за «Проспект Ветеранов». Сегодня конечная станция считается самой загруженной во всём метрополитене только из-за того, что люди из этого района приезжают туда. Если линию протянуть дальше, то весь этот поток рассредоточится».

Метро 2018: почему от новых станций будет мало толку Фото: проект станции «Юго-Западная». metro.spb.ru

Роман Мюнге считает, было бы целесообразным продлить красную ветку либо в сторону Петергофского шоссе и далее вдоль него, где сейчас идёт жилое строительство, либо вдоль Ленинского проспекта. Также в качестве ещё одного логичного варианта эксперту видится поворот линии вправо после «Проспекта Ветеранов» и дальнейшее её продолжение по направлению к проспектам Маршала Жукова и Казакова. Ещё одна важнейшая локация, где давно необходимо метро - это Пискарёвка.

«Там огромный пассажиропоток, который на данный момент никак не развести, он в любом случае оказывается на «Площади Ленина». На станцию по утрам выстраиваются очереди. Народ вынужден ехать через центр. Электрички ходят только до Финляндского вокзала. Если бы с Ручьёв или Пискарёвки можно было приехать на Ладожский вокзал, как это изначально и задумывалось, то ситуация была бы намного проще. А сейчас там минимальный трафик и решения, которое позволяло бы использовать Ладожский как центральный городской хаб для электрички, просто нет. При этом появились районы Кудрово и Новый Оккервиль, которые, в свою очередь, «висят» на четвёртой линии метро, которая тоже является одной из самых перегруженных».

 

Автор: Александр Тупеко

Комментарии