Перейти к основному контенту
ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияКреативные пространства для новостроек

Креативные пространства для новостроек

В Петербурге с каждым появляется всё больше так называемых «креативных пространств». Говоря простым языком, это места, где можно культурно отдохнуть – галереи, концертные и театральные площадки. Причём такие места появляются не только в центре, но и около районов с новой застройкой. LIVING разобрался в некоторых причинно-следственных связях этой тенденции и узнал, зачем такие места нужны жителям и девелоперам.

Большой бизнес и diy

Изначально подобные места появлялись в центре города, а также в помещениях бывших предприятий в периферийных районах. Поскольку на одном искусстве едва можно заработать денег, чтобы отбить аренду, площадки дополняются кафе или барами, коворкингами, а также модными магазинами.

В качестве характерных, но при этом в некотором роде противоположных друг другу примеров можно привести лофт-проект «Этажи» на Лиговском проспекте и пространство «Ткачи» на Обводном канале.

Креативные пространства для новостроек Фото: пространство «Ткачи». Источник: tkachi.com

В первом случае для культурных нужд был приспособлен советский хлебозавод. Здание практически не ремонтировалось, его просто «нарезали» на помещения удобного метража и заполнили их арендаторами – небольшими diy-магазинами, выставочными залами, местами, где можно перекусить.

Во втором случае была проведена дорогостоящая реконструкция старинного здания, основная часть площадей которого используется под офисы. Изначально к подбору арендаторов подходили строго – фирмы должны были соответствовать понятию «креативный». На последнем этаже сделали многофункциональный зал с рестораном, а на первом разместились магазины «бутикового» формата.

С тех пор большинство «креативных пространств» в той или иной мере соответствуют одному из этих форматов. Плюс стоит добавить места, которые зиждутся, в основном, на энтузиазме основателей, и прибыль от этих проектов символическая. Как правило, через какое-то время они приказывают долго жить.

Лиговский кластер

В связи с реновацией «серого пояса» многие исторические «креативные пространства» оказываются в окружении новой застройки. Поскольку процесс освоения заводских территорий идёт далеко не комплексно, то рядом с современным жильём остаётся достаточное количество пустующих фабричных зданий, где арендный ценник позволяет открывать и новые творческие точки притяжения.

В качестве яркого примера можно привести уже упомянутый район Лиговского проспекта – набережной Обводного канала. Там сформировался прочный «креативный» кластер: помимо «Этажей» и «Ткачей» за последние несколько лет там открылись «Люмьер-холл», «Планетарий №1», сменяют друг друга клубы и бары во дворах на Лиговском, 50. На Боровой улице работает «Мануфактура крафт» с барами и шоу-румами, а также клубное пространство AMPER.

Креативные пространства для новостроек Фото: «Планетарий №1». Источник: 2gis.ru

Тем временем, совсем рядом компания Glorax Development строит жилые комплексы «Первый квартал» и «Второй квартал», а «СПб Реновация» - «Новый Лиговский». Кроме того, разные девелоперы осуществляют в округе проекты точечной застройки. Когда все объекты будут сданы, их жители получат креативную инфраструктуру – сразу и по полной программе.

Васильевский остров не отстаёт

Отдельно стоит отметить ситуацию, складывающуюся на Васильевском острове. Относительно недалеко от застраиваемых намывных территорий проходит Кожевенная линия, ставшая средоточием интересных мест, подходящих под определение «креативного пространства».

Во-первых, это «Порт Севкабель». После модернизации производства завод «Севкабель» принял решение отдать часть территории под культурно-деловой комплекс. В рамках проекта под офисы и концертно-выставочную площадку отремонтировали здания, а вдоль залива сделали пешеходную набережную. Посетить мероприятия и просто погулять у моря туда съезжаются люди со всего города. Также на Кожевенной разместился «#ЗАВОД34» со схожим функционалом, но, насколько нам известно, работающий без помощи инвесторов и меценатов, а также пространство дизайна InterLOFT.

Креативные пространства для новостроек Фото: «Порт Севкабель». Источник: vk.com/sevcableport. Автор: Влад Крутихин

Девелопмент идёт в «креатив»

Конечно, перечислены далеко не все «креативные пространства» Петербурга, расположенные вблизи новостроек. Есть ещё Музей стрит-арта на шоссе Революции, куда удобно будет добираться жителям строящихся жилых комплексов Малой и Большой Охты, да и российские девелоперы постепенно начали осваивать практику создания «культурных» общественных мест в рамках своих проектов. В нашем городе «пионером» в этом деле стала компания Docklands development, которая планирует в своём апарт-отеле на острове Декабристов создать общедоступную библиотеку, а также проводить образовательные и развлекательные мероприятия.

Слово создателям

Как «креативные пространства» влияют на развитие новых районов, LIVING спросил у руководства Музея стрит-арта.

«Наша деятельность влияет на активность в районе»

Татьяна Пинчук, директор Музея стрит-арта, отмечает, что за шесть лет существования Музей уличного искусства на шоссе Революции стал флагманом развития культурной жизни Охты.

«ОхтаLab и Artplay, расположенные поблизости, открылись гораздо позже. Музей регулярно проводит масштабные выставки, фестивали, форумы, лекции и мастер-классы, в том числе для детей, здесь мы также собираем постоянную коллекцию из работ уличных художников.

Креативные пространства для новостроек Фото: Музея уличного искусства на шоссе Революции

На площадке Музея стрит-арта каждое лето проходят знаковые городские события — фестиваль электронной музыки Innocence, фестиваль видеоблогеров «Видфест», фестиваль рэп музыки «Маятник Фуко», первый в мире фестиваль блокчейн-индустрии ICO-Hypethon и другие. Крупнейшие из них собирают до 10 000 человек.

Кураторская же деятельность позволяет нам выходить за пределы шоссе Революции и делать проекты, сотрудничая с компаниями и художниками. Один из примеров трансформации городского пространства — совместный проект с Охта-моллом «Шаги». Я убеждена, что деятельность музея непосредственно влияет на активность в районе. Район становится интересным, так как нашими силами тут проводится множество мероприятий и событий городского масштаба.

Схема развития Охты после появления Музея стрит-арта близка к той, по которой в индустриальные или мало приспособленные для жизни районы после всплеска культурной жизни приходят девелоперы и постепенно меняют облик этих районов. Пример в США — индустриальный Wynwood Walls в Майями, в Европе — проект Big City Life в Риме, где неблагополучный район Tor Marancia за последние пять лет превратился в центр притяжения для бизнеса и горожан».

Автор: Александр Тупеко

Комментарии