Перейти к основному контенту
ГлавнаяСтатьиЭкспертизаИсследованияИстория шаговой доступности: у новостроек намыва

История шаговой доступности: у новостроек намыва

Намыв Васильевского острова, по сути, является районом, созданным «с нуля», но в непосредственной близости к центру. Разумеется, новые территории лишены исторических достопримечательностей. Однако их можно найти совсем неподалеку. LIVING подготовил архивные справки о необычных местах района, прилегающего к новостройкам, собрал интересные факты о них, а также нашел жителей гавани, которые согласились поделиться своими воспоминаниями, связанными с этими точками на карте.

Новая история острова

Создание искусственных территорий началось больше 10 лет назад, а к строительству первого жилого дома – ЖК «Капитан Немо» от «Лидер Групп» – приступили в 2012-м. Помимо «Капитана Немо», застройщик планирует построить ещё несколько комплексов с «морскими» названиями. К середине 2020 года обещают закончить ЖК «Артур Грей», к концу 2021 – ЖК «Магеллан». Четвёртым должен стать ЖК «Колумб».

Другой застройщик, активно осваивающий намыв – Seven Suns Development. В 2013 году компания начала строить ЖК «Светлый мир «Я – Романтик…», пять корпусов которого ввели в строй в 2016 году. Сейчас из окон домов открывается вид на Финский залив и порт, но в ближайшие годы жители лишатся такой привилегии и будут смотреть на стройплощадку «Группы ЛСР», которая сейчас намывает грунт к западу от «Романтика». Там на 34 гектарах к 2029 году будет построен целый жилой район, который должен окончательно сформировать морской фасад Петербурга.

История шаговой доступности: у новостроек намыва

Фото: ЖК «Я-Романтик…»

Севернее участка «Группы ЛСР» московская компания Glorax Development уже начала осуществлять свой масштабный проект Golden City. Комплекс строится на существующей части намыва, примыкающей к морскому пассажирскому порту. Общая площадь жилья составит около 450 тысяч кв. м. Первую очередь объекта планируют завершить в 2020 году.

Разумеется, историческая часть Васильевского острова полна достопримечательностей. Но даже если пройти по улицам, параллельным границе намыва, тоже можно увидеть много интересного. Начнем нашу виртуальную экскурсию.

1. Ансамбль Новосмоленской набережной

Начнём нашу прогулку на мосту Кораблестроителей. Находится он в устье реки Смоленки в километре от порта будущего комплекса Golden City. Если посмотреть на восток, с моста откроется вид на один самых примечательных архитектурных ансамблей последних лет Советского союза. Вдоль левого берега Смоленки на 750 метров вытянулся жилой комплекс, построенный в 1983-1986 годах под руководством целой группы видных ленинградских архитекторов, в числе которых Николая Баранова (Финляндский вокзал, СКК), Валентина Каменского (Монумент героическим защитникам Ленинграда, застройка района Автово), Игоря Фомина (жилой дом Ленсовета, станция метро «Площадь Восстания»).

Несмотря на свою протяжённость, здание не выглядит монотонно – длинные десятиэтажные объёмы, выходящие на уличный фронт, чередуются с заглублёнными шестнадцатиэтажными башнями, прорезанными высокими арками. Сооружение стоит на едином стилобате, а вдоль нижнего этажа на всём протяжении дома идёт галерея с магазинами.

История шаговой доступности: у новостроек намыва

Известно, что на открытие Центра фирменной торговли – универмага, занимавшего весь первый этаж здания – приезжал генеральный секретарь СССР Михаил Горбачёв. С этим случаем связана забавная история, приведённая в газете «Комсомольская правда»: «Приезжает генсек в Центр фирменной торговли, а партработники уже подсуетились, стали перевозить вслед за кортежем группу специально отобранных товарищей. И Горбачев замечает в толпе одну актрису и говорит ей: "А мы же с вами в другом месте только что виделись"». Вообще, в тот визит в Ленинград глава государства много раз «выходил в народ», что по тем временам было сенсацией. Даже бытует мнение, что именно в те дни и началось то, что потом назвали перестройкой.

Здания на противоположном берегу Смоленки известны многим, как «дома на курьих ножках». Историю их создания рассказал нам архитектор Александр Стругач:

«Знаменитые «дома на ножках» на набережной Смоленки хронологически завершают почти 70-летнюю историю ленинградского градостроительства. На первый взгляд, они выглядят как постройки 1970-х годов, но на самом деле они возводились в поздние перестроечные времена. А завершены были только в начале 1990-х, когда страна, в которой они начинали строиться, уже перестала существовать. Ленинград тогда снова стал Петербургом. Так что, эти здания не только последние советские, но и первые постсоветские. Удивительно, что их вообще достроили. Ведь на рубеже эпох многие стройки оказывались брошенными. Правда, в основном это касалось общественных зданий, заказчиками которых были бывшие советские организации, которые в те годы активно пересматривали свою финансово-хозяйственную деятельность.

История шаговой доступности: у новостроек намыва

«Дома на ножках» уникальны во всех отношениях. Они широко известны благодаря своей необычной конструкции и нетиповым планировкам. Нужно отметить, что эти здания, построенные на рубеже 1980–90-х гг. представляют собой образец архитектуры брутализма. Это направление было популярно в Европе, США и Японии в 1950–1970-е гг. То есть, в архитектурном отношении они, казалось бы, опоздали лет на двадцать. Но, если вспомнить о том, что в СССР функционировала система плановой экономики, то всё становится на свои места. Оригинальный проект планировки был подготовлен в Институте ЛенНИИПроект ещё в конце 1960-х.

Реализация шла медленно, но проект воплощался строго по утверждённой схеме. Поэтому архитекторы на протяжении 25 лет выдерживали заложенные в изначальном проекте идеи, лишь давая им небольшую аранжировку. Виталий Сохин, который работал с Евдокимовым — главным архитектором этого ансамбля — с 1950-х гг., придал архитектуре чуть больше динамизма. Но стилистически это всё тот же брутализм — с резкими тяжёлыми формами, крупной пластикой и грубыми поверхностями открытого фасадного бетона. Эти дома, без сомнения, являются частью уникального ансамбля, который нужно сохранять как целостный архитектурно-градостроительный объект во всей его полноте и художественной завершённости. В нём, как в огромной музейной инсталляции, прекрасно представлена экспозиция последних 20 лет советского зодчества».

История от жителя: «Коллега по работе в туризме сопровождал немцев на теплоходе по Золотому Кольцу. Теплоход был так себе. Всех укачивало как детей – стоило только выйти на палубу и немного там постоять. Один лишь этот коллега держался, спокойно гуляя по палубе и даже одной немецкой девушке «Титаник» показывал – все думали, что он матрос, а оказалось, что просто живёт в одном из домов на курьих ножках, где в штормовую погоду верхние этажи заносит то влево, то вправо, метра на полтора».

2. Гостиница «Прибалтийская» и памятник Петру I

Следующим пунктом нашего маршрута станет Прибалтийская площадь, на которой стоит одноимённая гостиница. Отель строился в 1976-1978 годах шведской строительной компанией Skanska по проекту советских архитекторов. В плане здание напоминает букву «Н», выразительности фасадам придаёт покрытие из анодированного металла, редко встречающееся в отечественной архитектуре.

Изначально здание было доминантой морского фасада Ленинграда, но когда в 2000-е годы стали намывать новые территории, эта функция была утрачена. Не лучшим образом сказалось на восприятии «Прибалтийской» и строительство позади неё аквапарка.

Летом 1988 года в «Прибалтийской» снималась часть эпизодов ставшего культовым фильма «Интердевочка» - первой отечественной картины о жизни секс-работниц. Автором повести, по которой снят фильм, был писатель Владимир Кунин. Работая над книгой, он обратился к милицейскому начальству Ленинграда с просьбой побыть в составе группы, занимающейся пресечением валютных операций и защитой иностранцев. Литератор получил согласие и несколько месяцев под видом сотрудника спецслужб проработал в той же «Прибалтийской». Режиссёр «Интердевочки» Пётр Тодоровский тоже знакомился с жизнью прототипов своих героинь в валютном баре этого отеля.

История шаговой доступности: у новостроек намыва

В 2006 году на площади перед гостиницей появился памятник Петру I, являющийся единственным в Петербурге (за исключением кладбищенских скульптур) творением одиозного Зураба Церетели. Впервые бронзовый царь явился взору петербуржцев на персональной выставке ваятеля в Манеже весной 2005 года. Семиметровый Пётр в парадном мундире, со шпагой в одной руке и актом об основании Северной столицы в другой был установлен на ступенях выставочного зала. По окончании экспозиции Церетели неожиданно для всех заявил о желании подарить памятник городу. Но тут же поставил условие – его творение должно быть установлено в историческом центре.

Комитет по культуре от такого подарка был далеко не в восторге. Скульптору предлагали альтернативные места, такие как Кронштадт, крепость Орешек или Пулковские высоты, но творец стоял на своём. Спустя год обсуждений компромисс всё же был достигнут и открытие монумента состоялось на Прибалтийской площади в сентябре 2006-го.

3. Галерная гавань и водонапорная башня

По левую руку от гостиницы «Прибалтийская» находится протяжённый водоём. Это Галерная гавань – памятник фортификационного искусства XVIII века. Строительство инженерного сооружения началось в 1721 году по указу Петра I. Автором проекта стал архитектор Доменико Трезини. Прямоугольный бассейн и ведущий от него к Финскому заливу канал являются полностью рукотворными. Когда осенью 1723 года работы были завершены, в гавани стали располагаться галеры – боевые корабли той эпохи. На берегу построили казармы и эллинги, а вход в канал со стороны моря украсили изящными кроншпицами.

В XIX веке берега канала одели в гранит, а рядом построили караульный дом, который сохранился по сей день. Тогда же Галерная гавань стала использоваться для испытаний новой техники для флота. В 1854 году для подъёма судов на берегу был установлен паровой кран, который сохранился до сих пор и признан объектом культурного наследия.

История шаговой доступности: у новостроек намыва

В 1880–1881 годах на территории гавани разместился Пироклисиновый завод. Это вещество применяли для оснащения взрывчаткой мин и торпед. Для нужд предприятия построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую. Для водоснабжения на западном берегу гавани возвели Водонапорную башню. В XX веке в Галерной гавани проходили испытания отечественный гидросамолётов, а затем участок Гребного порта на берегу залива был передан Невскому яхт-клубу. На его углу в 1910 году была установлена беседка, работы архитектора Александра Кенеля.

Водонапорная башня в Гавани сейчас находится в собственности главы девелоперской группы «Ярд» Андрея Кошкина. Не найдя применения историческому зданию, в 2015 году бизнесмен сообщил, что готов отдать его в бесплатную аренду с условием интересного использованию. Несмотря на то, что предложений поступило довольно много – от открытия клубов и галерей до приспособления под жильё, подходящий арендатор так и не нашёлся.

История от жителя: «С приятелем-музыкантом однажды сдуру залезли в водонапорную башню. Для этого пришлось на весу распаивать стальной лист, которым были забиты окна. Среди всевозможного утильсырья нами был обнаружен манекен страшной седой женщины и зеркало, разбитое на миллион осколков. Увидев его, приятель страшно испугался, упал прямо жопой в осколки и повредил себе седалищный нерв – не мог потом играть несколько месяцев. Он всегда сидя на гитаре играл, по-другому не умел никогда».

4. Подводная лодка «Народоволец»

Если мы говорим о достопримечательностях, то в списке должен быть и музей. Прогулявшись вдоль Галерной гавани, теперь нам нужно свернуть налево, перейти по мосту Шкиперский канал и двигаться в сторону Наличной улицы. Подходя туда, по правую руку, за ангарами, около забора выставочного комплекса Ленэкспо, мы увидим настоящую подводную лодку, водружённую на постамент. Это субмарина «Д-2» «Народоволец».

Лодка была спущена на воду в мае 1929 года. В годы Великой Отечественной войны «Д-2» в составе Балтийского флота произвела 12 торпедных атак. Субмариной был потоплен транспорт «Якобус Фрицен» и повреждён паром «Дойчланд». После войны подлодку разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию. В 1989 году было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам, учёным, конструкторам и судостроителям. Тогда же «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке. Позднее на субмарине была открыта музейная экспозиция.

История шаговой доступности: у новостроек намыва

История от жителя: «Забрались на лодку "Народоволец" с другом, на самый верх, причём ночью. Перед тем арбуз из сетки железной украли, чтобы водку закусывать. Шумели, наверное, страшно. На шум вышел сторож. Мы спрятались за торпеднопогрузочный люк – арбуз не помещается за торпеднопогрузочный люк, торчит наружу. Сторож прищурился, фонариком посветил – видит, арбуз выглядывает. Мы уже слезать приготовились, а он кричит – "Лёня, зачем пограничный рябчик взял, когда морских полным полно у меня в киндейке"».

История от жителя №2: «Знаменитая подсветка павильонов Ленэкспо. Я жил тогда на улице Опочинина – прямо напротив самого большого павильона. И у меня была собака, боксёр по имени Джим. Джим очень не любил яркий свет – всегда предпочитал сумерничать. Даже на настольную лампу он выл, тоскливо и меланхолично. А всякую городскую иллюминацию и вовсе облаивал. Увидев подсветку Ленэкспо впервые, он от ужаса навалил в детскую песочницу такую кучу, что пришлось у дворника лопату брать, закапывать».

5. Центр Курёхина и музей Эрарта

Если перейти Наличную улицу и отправиться дальше по Шкиперскому протоку, то мы попадём ещё в две культурных точки района Гавани. Сразу за Шкиперским садом сейчас с переменным успехом идёт реконструкция бывшего кинотеатра «Прибой», где с 2004 года находится Центр современного искусства им. Сергея Курёхина. Там проводились фестивали, концерты, выставки, лекции и кинопоказы. Из-за невнятного шрифта вывески, местные называли этот кинотеатр «Грибочки».

История шаговой доступности: у новостроек намыва

В 2016 году городские власти выделили Центру средства на реконструкцию здания и пока идут работы, мероприятия проводятся в другом помещении на Лиговском проспекте. Завершить перестройку, значительно расширив советскую постройку, генподрядчик «ЛСР-строй», который входит в «Группу ЛСР», должен до конца 2018 года, но сейчас, судя по всему, работы заморожены.

История шаговой доступности: у новостроек намыва

Если пройти от «Прибоя» несколько десятков метров до 29-й линии Васильевского острова и свернуть на право, то мы окажемся у музея Эрарта. Ранее в пятиэтажном сталинском здании размещался Всесоюзный НИИ синтетического каучука имени Лебедева. Под нужды искусства его приспособили в 2010 году. На сегодняшний день в музее собрано почти 3000 работ современных художников: это живопись, графика, скульптура, инсталляции, видео-арт. В 2013 году музей вошел в список 10 лучших музеев России по мнению пользователей туристического сайта TripAdvisor, а в 2015-м стал первым в России музеем современного искусства, представленным в международном проекте Google Art Project – работы из коллекции были размещены на соответствующей интернет-платформе.

Автор: Александр Тупеко

Комментарии