LIVING - это не только экспертиза. Это инновационный сервис подбора и покупки квартиры
  • 1Выбирайте среди всех квартир
  • 2Сравнивайте варианты
  • 3Записывайтесь на просмотр
ГлавнаяЭкспертизаИсследованияАвтобусный передел: какие районы новостроек останутся без маршруток

Автобусный передел: какие районы новостроек останутся без маршруток

Петербург готовится к масштабной реформе городского транспорта: изменения коснутся 721 коммерческого маршрута. Часть неэффективных и опасных «тэшек» будут заменены комфортными городскими автобусами, а некоторые просто ликвидируют. По мнению авторов реформы, в итоге Петербург получит полный контроль над техническим состоянием транспорта, избавится от водителей-нелегалов и наведет порядок в тарифах – все городские маршруты можно будет плачивать «Подорожником». Однако горожане опасаются, что без маршруток передвигаться по городу станет трудно. LIVING разобрался, как реформа повлияет на микрорайоны новостроек Петербурга и Ленобласти.

Прощай, маршрутка

Смольный планирует принять окончательное решение по установлению новых маршрутов до конца 2019 года. Интерактивная карта действующих, отменяемых и новых маршрутов доступна на сайте ГКУ «Организатор перевозок». Планируется, что к июлю 2020 с дорог Петербурга исчезнет львиная доля неэффективных и опасных маршруток. По статистике, коммерческие микроавтобусы попадают в ДТП в два раза чаще, чем крупные транспортные средства. Почти каждый день на дорогах города происходят аварии с участием маршруток. Одна из последних случилась на днях на Петергофском шоссе: из-за столкновения «тэшки» с трамваем пострадали 13 пассажиров. По мнению авторов реформы, маршрутки в существующем виде неудобны для самих горожан – высокие подножки недоступны для пожилых людей и мам с колясками. Составы, которые придут на смену морально устаревшим микроавтобусам, будут низкопольными (что удобно для колясок) и безопасными.

Звучит хорошо, но дьявол, как всегда, кроется в деталях… На замену 271 «коммерческому» маршруту в городе придут лишь 97 новых «социальных» автобусов. Чиновники поясняют, что некоторые маршрутки дублируют уже существующие городские линии, перетягивая на себя пассажиропоток, который после реформы отойдет городским автобусам. Однако, по данным Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга, на коммерческие маршруты сегодня приходится более 60% транспортной сети города. Маршрутки курсируют в том числе среди новостроек – там, куда линии социальных автобусов еще не добрались и доберутся не скоро.

«Страшно представить, что будет с городом, когда в один день без нормальной подготовки разом отменят все маршрутки. Как люди будут добираться до метро, до работы, в вечернее время, из новых районов???», - вопрошают авторы петиции за сохранение маршруток, опубликованной на change.org. Активисты приводят в пример реформу, проведенную в Москве и иронично добавляют, что вместо маршруток жители столицы теперь ездят в старых жигулях по 5 человек – удобство и безопасность на дорогах от этого, конечно, не улучшились.

Малышам здесь не место

Самой болезненной реформа может стать для жителей Красносельского района, который считается одним неразвитых с точки зрения транспортной инфраструктуры. В тоже время Красносельский – один из лидеров Петербурга по объему сдаваемого жилья. Здесь возводятся ЖК «Солнечный город», «Английская миля», «Легенда Героев», «Огни залива» и другие. При этом в районе численностью 400 тысяч человек нет ни одной станции метро, и отмену маршруток местные жители воспринимают как настоящее вредительство. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать форумы в социальных сетях: «Ужас! Чтобы добраться до нужного места, придётся платить в 2-3 раза больше. А потом и обратно, домой. «Улучшают» качество жизни…» - возмущается на форуме жительница района Наталья.

По планам городских властей, в 2020 году в районе будут ликвидированы такие популярные коммерческие маршруты, как К-29, 195, 420 и 306 (уникальный маршрут от Сосновой поляны до Казанского собора – чтобы повторить его путь, власти предлагают воспользоваться автобусами №2 и №130). В основном в качестве альтернативы город предлагает использовать существующие автобусные линии, хотя в некоторых случаях маршруты будут сохранены и перейдут в статус «социальных»: например, К-246, 297, 226. Большинство этих линий соединяют отдаленные микрорайоны со станциями метро.

Существенные перемены ждут и активно застраивающийся Выборгский район, где строятся масштабный ЖК «Северная долина», апарт-комплекс Start. На смену маршруту К-1 (от м. «Проспект просвещения» к «МЕГЕ-Парнас») пойдет автобус № 248. Маршрутки К-10 и К-50 заменят автобусы 275 и 250. Вместо К-325 («Удельная»-ж/д ст. Ручьи) жители будут ездить на трамвае № 9. При этом власти бескомпромиссно ликвидируют маршруты К-240А, К-240Б и К-322.

В Парголово, где возводятся ЖК «Континенты» и ЖК «Жили-Были» после строительства дороги появится совершенно новый автобусный маршрут №221. Новая линия №180А пройдет и по маршруту от улицы Жени Егоровой до ЖК «Новая Скандинавия».

Несмотря на опасения жителей густонаселенных районов Мурино и Кудрово, изменения коснутся их в меньшей степени. Власти соседнего региона пока не планируют избавляться от коммерческих перевозчиков. Между тем, в 2020 году жителей Кудрово тоже ждет неприятный сюрприз: популярные маршруты К-137 (с Финляндского вокзала к метро «Дыбенко»), К-153 (ТЦ «МЕГА -Дыбенко» - пр. Косыгина), К-254 («МЕГА Дыбенко» - «пл. Ленина») будут закрыты, и дублеров для этих маршруток не появится.

Жители поселка Шушары тоже будут привыкать к новшествам. Вместо К-418 до метро «Купчино» придется ездить на автобусах № 190 и 34. На «Звездную» вместо К-479 поедет автобус № 34, маршрутку К-3 заменят автобусные линии №50 и №190.

Не так страшен черт…

Несмотря на общественное негодование, эксперты, опрошенные LIVING, воспринимают реформу скорее позитивно. Объективно масштабного сокращения транспортного обслуживания в городе не произойдет. «В отдельных местах пассажирам придется пройти чуть дальше, но совсем без транспорта они не останутся, - поясняет транспортный инженер, эксперт лаборатории «Оптимальные транспортные системы» Института дизайна и урбанистики НИУ ИТМО Дмитрий Баранов. - В схеме есть отдельный слой маршрутов, которые просто переводятся из «коммерческих» в обычные, то есть они не отменяются, а остаются, но перестают быть «К». Я таких начитал 74».

Как в свою очередь поясняет эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников, маршрутки как городской транспорт давно себя изжили. «Они некомфортны, водители часто нарушают правила. Есть претензия и к скорости – маршрутки останавливаются чаще, чем обычные автобусы», - поясняет Резников. Наконец, использование микроавтобусов на загруженных маршрутах нерационально – если пассажиропоток большой, то и транспортные средства должны быть крупными.

«Вообще маршрутки в том виде, в котором они есть у нас, не существуют ни в одном цивилизованном мегаполисе. Такой транспорт развит, например, в Африке и в тех странах, на которые мы бы не очень хотели быть похожи», - добавляет урбанист.

Хотя реформа транспорта в Петербурге давно назрела, предложенная властями реализация все-таки «хромает». По мнению Дмитрия Баранова, главная проблема в том, что она почти не обсуждалась с жителями. «Реформа начиналась кулуарно, что привело к формированию негативного отношения у многих горожан. Запоздалые попытки исправить ситуацию и бессистемные уступки только лишь запутывают решения и увеличивают затраты. Закрытость процесса подготовки реформы вызывает недоверие к ней и у экспертов, в то время как экспертная поддержка тут очень важна. Все понимают необходимость реформы, но сомневаются в том, что всё будет сделано правильно», - поясняет эксперт.

Наконец, большая ошибка городских властей в отсутствии работы с инфраструктурой. «В условиях заторов и парковочного хаоса на дороге, маневренные маршрутки без правил работают лучше автобусов, водители которых обязаны неукоснительно соблюдать и ПДД и собственные инструкции, что вкупе с габаритами транспортных средств сильно замедляет движение. Если такую реформу проводить в отрыве от модернизации инфраструктуры с обеспечением приоритета движения общественного транспорта, ухудшение качества его работы неизбежно. А значит и ситуация с пробками будет только усугубляться», - считает Баранов.

То, что реформа транспорта городу нужна, очевидно и для петербуржцев. Существующая маршрутная сеть была сформирована еще в 1960-е годы прошлого века и не отвечает современному развитию Петербурга. Сейчас уже трудно представить себе город без шустрых маршруток, заполняющих нишу, в которой нет более цивилизованного государственного транспорта. Но и проект реформирования транспорта, предложенный Смольном, далек от идеала. Именно к такому выводу на днях пришла Комиссия Заксобрания по промышленности, экономике и предпринимательству. Депутаты ЗАКСа рекомендует отложить запуск реформы, и это мнение, вероятно, разделяет большинство горожан.

Автор: Мария Коваценко

Комментарии

Сетевое издание LIVING зарегистрировано Роскомнадзором 30.11.2017 г. за номером ЭЛ № ФС 77 – 71723. Учредитель: ООО «Умный поиск».
Главный редактор: Бабенко Наталья Владимировна
Адрес редакции: 195027, г. Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., д.30, лит. Б., оф. 416,
тел. (812) 337-27-66. [email protected]
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на living.ru.
Информационная продукция предназначена для взрослых и детей старше 16 лет.

© 2014—2019 Living. Все права на материалы сайта защищены законом РФ.