ГлавнаяЖурналГородКак Сикст V перестраивал Рим

Как Сикст V перестраивал Рим

Папа Сикст V остался в истории не только как реформатор церкви и человек, которому впервые удалось, пусть и самыми жестокими средствами, покончить с бандитизмом в своем государстве, но и как без преувеличения великий градостроитель. 

Он взошел на папский престол в 1585 году, на тот момент ему было 64 года — и за оставшиеся пять лет до 1590 года, в котором он умер, Сиксту V удалось совершить революцию не только в городском планировании Рима, но и в представлении о том, каким должен быть европейский город вообще. 

Это было бы невозможно, если бы многие годы до интронизации кардинал Монтальо (так его звали в миру) скрупулезно не занимался этим вопросом. Сохранилась его тетрадь, в которой концепция перестройки Рима была записана им лично и сильно заранее. Более того, кое-какие идеи он к тому времени уже опробовал на своих землях недалеко от церкви Санта Мария Маджоре — там он поручил архитектору Доменико Фонтана построить виллу и разбить вокруг нее сады по лично разработанному плану. план сикста.jpg

улицы, спроектированные лично Папой, показаны жирными линиями

В 1585 году Рим, как любой средневековый город, представлял собой хитрую паутину кривых узких улочек и переулков — прохожий шага не мог ступить, чтобы не зацепиться плечом за выступы стен, выступающие из ряда домов стены церквей, пристройки и флигеля. Простая задача пройти от одной точки города до другой — превращалась в целое приключение. 
Предшественники Сикста V на протяжении всего XVI века предпринимали кое-какие шаги в сторону облегчения передвижения по городу. Две прямых улицы проложил Юлий II, еще одну — Лев X, потом Павел III, Пий IV и Григорий XIII робко пытались что-то сделать с Римом. Но только Сикст V подошел к проблеме радикально и глобально. 

ватиканская фреска.jpg

Генеральный план на фреске в библиотеке Ватикана

Эту фреску выполнили по приказу Сикста в 1589 году. Не все идеи, отраженные здесь, были в конце концов воплощены — хотя многие из них — главное же, что на ней отчетливо видна градостроительная концепция: прямые широкие проспекты, соединяющие ключевые места города. 
Задача формулировалась так: паломник, приехавший в Вечный город, чтобы поклониться святыням, то есть посетить все семь главных храмов города, должен был сделать это с максимальным удобством за один-единственный день. Не забудем, что это время, когда в Европе впервые появляются конные экипажи.

«Наш владыка, желая облегчить путь тем, кто, понуждаемый благочестием или по обету, должен несколько раз посещать самые святые места в Риме и, в частности, семь церквей, столь прославленных отпущением грехов и святыми мощами, проложил множество прямых и удобных улиц во многих местах. Так каждый может пешком, верхом или в экипаже из любого места в Риме прямым путем достичь самых прославленных святынь». — Доменико Фонтана, 1589 г.

Работы начались сразу везде по заранее подготовленному плану. Прямые широкие улицы проводились с тем же бессердечием, с которым новый папа отправлял людей на смерть. Углы спрямлялись, холмы срывались, выемки заполнялись, выступающие дома сносились.  

Впрочем, к тому, что можно было спасти, Сикст V относился бережно. Кроме того, прокладывание улиц не было тупой работой линейкой — проектировщику было важно выбрать самую удачную топографию, важны были виды и перспективы. Город должен был производить впечатление красотой, изяществом и стройностью — именно как целое. 

бордино.jpg

В 1588 году архиепископ Авиньонский Бордино сочинил поэму, посвященную успехам Сикста V на ниве градостроения, и иллюстрировал ее собственным эскизом нового плана Рима. С тех пор и до сегодняшнего дня можно услышать, будто Рим строился в форме пятиконечной звезды из каких-то мистических соображений, — ничего подобного, план просто в высшей степени условен.

Сикст V не успел сделать всего, что задумал, но по его плану Рим во многом развивался еще много столетий. Так, оставленное им пустое пространство перед термами Диоктелиана превратилось со временем в площадь Пьяцца дель Терм, на которой в 1856 году открыли главный вокзал Рима — Термини. Страда Феличе — ныне Виа де Претис и Виа Кватре Фонтана — была спроектирована так, чтобы по ней могли проехать пять экипажей, и она остается ключевой артерией города до сих пор. Испанская лестница была возведена лишь в 1725 году, но она должна была находиться именно там — по замыслу Сикста.

shutterstock_27713485 (1).jpg

Пьяцца дель Пополо обрела свой окончательный вид лишь два столетия спустя, однако именно в таком виде, с расходящимися от нее тремя артериями, она и была задумана Сикстом V.

Сикст V был первым в послесредневековой истории Европы, кто сумел учесть весь опыт предшественников и задумать городское пространство как единый организм. Кристофер Рен, предложивший генеральный план перестройки Лондона после пожара 1666 года, рисовал его, как будто кося одним глазом на ватиканскую фреску. Сады Версаля, ставшие отправной точкой для градостроительных концепций Нового времени, обязаны гению Сикста. В конечном счете, даже расположение улиц в Петербурге не осталось без его влияния — достаточно внимательно посмотреть на GoogleMaps.

1-2.jpg








Поделиться

Комментарии:

Сетевое издание LIVING зарегистрировано Роскомнадзором 30.11.2017 г. за номером ЭЛ № ФС 77 – 71723.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Умный поиск».
Главный редактор: Бабенко Наталья Владимировна
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, ул. Б.Морская, д.3-5, оф. 200
Тел. (812) 337-27-66
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на living.ru.
Информационная продукция предназначена для взрослых и детей старше 16 лет.
© 2017 «Living.ru»
Войтиили зарегестрироваться