Приемы Хичкока-архитектора

В Испании в школе архитектуры при UIC (Международный Университет Каталонии, Барселона) проанализировали кинематографические произведения Альфреда Хичкока через призму архитектурного проектирования. В исследовании двух профессоров, теоретика искусства и историка Альфонса Пьюинганау и архитектора Игнасио Инфиеста, пространство понимается как сценография и способ визуализации и анализируется по отношению к сценарию и саундтреку с целью создания атмосферы ожидания, которую пронизывают самые известные фильмы режиссера. 

На третьем курсе студенты-архитекторы изучают видение Хичкока как один из возможных инструментов для создания архитектурного дизайна, опираясь на аналогию между объективом камеры, которая создает произведение при помощи света, и карандашом архитектора, проектирующего новое пространство при помощи линий. 

Традиционно, курс обучения будущего архитектора разделен на две части: ту, которая предлагает более технический подход к профессии, и ту, в которой преобладает теоретическая направленность. На протяжении многих лет, школа архитектуры в UIC предпринимает шаги по внедрению практической составляющей в те учебные курсы, которые предполагают углубленное изучение теории, пытаясь помочь студентам осознать пользу теории в архитектуре и непосредственно в процессе проектирования. 

Курс состоит из двух взаимодополняющих разделов. В одной части, теоретик искусства, историк Альфонс Пьюинганау читает лекции о различных стратегиях проектирования и анализе компонентного состава элементов, созданных Хичкоком. В то же время, архитектор Игнасио Инфиеста развивает практическую часть курса, в основе которого лежит создание графических рисунков, которые воплощают атмосферу ожидания в архитектурном пространстве. 

Создание ощущение напряжения один из наиболее важных аспектов в кино, который может помочь зрителю достроить в воображении эмоциональные пробелы. Хичкок  архитектурное пространство в кадре превращает в модель психологического содержания фильма. На занятиях студенты могли научиться глубокому анализу, чтобы распознать те архитектурные концепции, которые используют для создания атмосферы ожидания. 

Нагнетание ожидания является мощным способом удержания внимания зрителя, будь то «техническая» пауза между действием и его результатом, или «психологическая», когда мысли зрителя преобладают над реальностью сценического действия. Именно аналогия с тем, как это делает в своих фильмах Хичкок, поможет осознать, что грамотное архитектурное проектирование должно определяться общей идеей, историей, достигающей в пике драматической точки. Другими словами, у зрителя одинаково трясутся поджилки в определенные, заданные автором моменты, во время созерцания архитектурного произведения и фильма. 

В интервью Француа Трюффо Хичкок говорил: «Не путайте интригу с удивлением». Эти эмоции являются важнейшими компонентами для создания напряжения. Для того, зародить тревогу ожидания надо понимать пространственное расположение, зная, что конечная точка должна стать неожиданностью. Атмосфера ожидания в пространстве должна существовать, должен быть элемент, своего рода мяч, все время находящийся в игре, в финале которой ждет сюрприз. Захватывающий «сюжет» обеспечивает идеальную атмосферу ожидания развязки.

Хичкок_6.jpg

Кадр из фильма «Психо» (1960)


Хичкок_8.jpg

Хичкок_9.jpg

Хичкок_10.jpg

Хичкок_11.jpg

Архитектура в фильме «Веревка»


«Преступление — чистейший вид искусства», — главная мысль в беседе Брэндона и Филиппа, обсуждающих убийство Дэвида в фильме «Веревка» (1948). Процесс планирования и создания архитектурного пространства можно уподобить по методике процессу замышления и подготовки преступления. Само преступление становится кульминацией, за которой резко приближается концовка. «Веревка» — первый фильм Альфреда Хичкока, снятый по технологии Technicolor, — не повествование о прошедших событиях, а своего рода репортаж в прямом эфире. Основная стратегия развития действия такова, что должно создаваться ощущение: фильм снят одним дублем, без редактирования. Такие кинокартины, если рассматривать их как архитектурный проект, это наблюдение из одной точки, от одного лица, дающее полное представление о происходящем с его точки зрения. Здесь единство времени и пространства по-аристотелевски абсолютно. Все, что происходит в пространстве фильма, соответствует его времени, это легко просчитать по изменению света диорамы Нью-Йорка. Веревка имеет классическую структуру греческой трагедии: завязка — действие — развязка.

Кадры и архитектура из фильма «Головокружение»


Лента Мебиуса — главнейший мотив в фильме «Головокружение» (1958). Символ спирали проявляется в фильме в самых разных обличьях: букет цветов, кольца секвойи, обзор спальни на 360º градусов, крупный план Ким Новак и булочки Карлоты Вальдес. Лента Мебиуса представляет собой вечный цикл, но, прежде всего, способность путешествовать, не покидая поверхности, не садясь на борт самолета. То есть так, как предпочитает передвигаться Ким Новак, превращаясь из Мадлен в Джуди Бартон. В одной из самых запоминающихся сцен в фильме эффектно визуализирована концепция такого перехода. В тот момент, когда Скотти следует за Мадлен в колокольне миссии Сан-Хуан, Хичкок играет с зумом камеры, которая не что иное, как метафора границы между мирами живых и мертвых. В архитектуре такие формы перехода являются следствием практической необходимости создания нового в балансе с ранее созданными объектами. Например, пол в церкви выложен квадратной плиткой, крыша — многоугольная, а крыша купола округлая, поэтому самое интересное в этом здании — процесс трансформации, перехода пространства из одной формы в другую.

Хичкок_18.jpg

Хичкок_19.jpg

Кадры из фильма «Окно во двор»


Хичкок_20.jpg

Хичкок_21.jpg

Хичкок_22.jpg

Хичкок_23.jpg

Архитектура «Окна во двор»


В фильме «Окно во двор» (1954) напряжение возникает между теми, кто наблюдает и теми за кем наблюдают через двор многоквартирного дома. Чтобы сосредоточить внимание на объектах наблюдения Хичкок заводи разговор о зрении. В архитектуре одним только зрительным эффектом можно достичь наибольшей выразительности. Именно наблюдательность, внимание к каждой детали в дизайне может сыграть важную роль, так же как деталь, безделица, замеченная через окно во двор, помогла найти убийц. Альфред Хичкок — мастер выстраивать персональное, субъективное. Его можно назвать архитектором, так как он в процессе съемок продумывал пространство с целью неуловимой, но действенной манипуляции вниманием зрителя. Через стекла окна во двор мы видим типичную для мегаполиса картину. Только в таком городе преступление могут воспринимать как произведение искусства. В будничной городской жизни все возможно. В среде мегаполиса объяснимо противоречие между невозможностью побыть одному и неизбежного одиночества.

Кадры и архитектура из фильма «Незнакомцы в поезде»


Считается, что Хичкок — один из немногих мастеров триллера (фильма, построенного на тревожном ожидании) в жанре нуар, зародившемся во время Великой Депрессии. Один из них — черно-белые кинокартина, построенная на контрасте света и тени, «Незнакомцы в поезде» (1950). Фильм снят по одноименному роману Патриции Хайсмит. В отличие от «Веревки», этот фильм многосоставен. Перед режиссером стояла непростая и трудоемкая задача: необходимо было объединить различные фрагменты, не нарушая их целостности. Можно ли заинтриговать только при помощи монтажа? Хичкок показывает нам в первой сцене фильма, где усиливается и драматизирует, что каждый день может стать особенным. Через объектив камеры на уровне земли мы видим, что два мужчины движутся по коридору поезда друг другу навстречу. Только тогда, когда их ноги случайно соприкоснулись, камера поднимается вверх, и мы можем видеть лица двух персонажей. Архитектура Энрике Миральеса — пример работы, в основе которой — деталь. Здесь кажется, будто линии переплетаются и создают единое целое. По детали, фрагменту есть шанс достроить картину целиком, например, в воображении. При этом история считается нескончаемым процессом, пока не будет закончен каждый их фрагментов. В фильме «Незнакомцы в поезде» затронута еще одна тема, которую стоит упомянуть: магнетизм архитектуры и ее прямая связь с понятием ожидания. Фильм снят в Вашингтоне, в городе монументальной застройки. Это проявляется как рифма к противостоянию между двумя мужчинами. Монументальность создает гнетущую обстановку, притягивающую ко всей этой сцене магнитом дополнительную интригу. Архитектура в данном случае созвучна с господством Гая над Бруно. Во всех фильмах Хичкока отношения между центром и периферией очень сложны. Речь идет об отношениях между малым и большим, где два совершенно разных персонажа оказываются в новом пространстве после того, как их погрузили в жизнь мегаполиса.

Хичкок_35.jpg

Кадр из фильма «Тень сомнения»

Хичкок_36.jpg

Хичкок_37.jpg

Хичкок_38.jpg

Хичкок_39.jpg

Архитектура «Тени сомнения»


Психологический триллер «Тень сомнения» (1943) создан при помощи, казалось бы, примитивного кинематографического языка. Человек, преследуемый законом, решает отправиться в глушь, в Санта-Розу, для того, чтобы обосноваться там, в сельской бесхитростной среде. Дядя Чарли — беглец, которого подозревают в убийстве «веселой вдовушки». Но он не единственный подозреваемый, что создает еще больше сомнений. Эта концепция тревожного сомнения выражена физически в фильме при помощи лестницы, которая оказалась одной из наиболее значимых деталей в фильме. Лестница становится способом раскрытия ложности и истинности подозрений. В «Тени сомнения» главная лестница используется для подчеркивания возможности насилия в пространстве дома. Это говорит о трудности бытия в дилемме: наличия сомнений при выборе из двух вариантов. Дилемма в архитектурном дизайне всегда приносит атмосферу неопределенности, которая могла бы быть рассмотрена в качестве стратегии проектирования. Логично было бы думать так, поскольку современной архитектуре для того, чтобы освободиться от несущих стен, нужно постоянно сомневаться. 

Рисунки студентов школы архитектуры при UIC (Международный Университет Каталонии, Барселона) 

Источник: Archdaily

еще больше возможностей
Для пользователей
  • Уведомления об изменениях в выбранных частях информации ЖК, застройщиков, квартир, специалистов
  • Добавить в избранное ЖК, специалистов, статьи (из всех разделов), квартиру.
  • Сравнить ЖК, специалистов, Застройщиков
  • Вести переписку со специалистами
  • Вести заметки по избранным ЖК, специалистам, квартирам
  • Настроить свой рейтинг, в соответствии со своими предпочтениями
  • Сохранить поисковые фильтры
Для специалистов
  • Получение заявок на обслуживание
  • Автоматическое уведомление о поступлении промодерированной заявки от посетителей
  • Вести общение с автором заявки и видеть всю историю общения. С использованием нативного приложения
  • Видеть, что читал посетитель, какие ЖК, застройщиков смотрел
  • Видеть сколько посетителей его посмотрели и кто из зарегистрированных пользователей
  • Вести всех своих клиентов. И не только с ЛИВИНГА. CRM для специалистов.
Войти или зарегистрироваться
Восстановление пароля
Имя
Email
Пароль
Что дает регистрация?
Электронная почта
Пароль
Электронная почта
Электронная почта