«Опрятней модного паркета…»

Виталий Яковлев — генеральный директор фирмы «Паркетные технологии», специализирующейся на реставрации дворцовых полов и укладке деревянных напольных покрытий. Мы побеседовали с ним о паркете, как традиционном и проверенном временем материале, и тонкостях работы с такими полами. — Работа с деревом, живым и теплым материалом — это всегда интересно, — рассказывает Виталий, — за все восемь лет, что я тружусь в этой области, мне не приходилось делать чего-то, что было бы похоже на конвейер, даже если это четыре этажа (не много, не мало — 2500 м2), застеленные традиционной «елочкой» на Звенигородской улице по одному из заказов. Чего уж говорить о сложных наборных дворцовых паркетах. — Расскажите подробнее о реставрации паркета во дворцах. — Нам довелось реставрировать паркет в Западном крыле третьего этажа в Эрмитаже в залах, посвященных культуре и искусству Востока. Самым запоминающимся был зал, в котором мы провели полную реставрацию резного паркета с гравировкой. Это трудоемкий процесс, все 100 м2 гравировки делались вручную, а затем поверхность заливается в несколько слоев специальным лаком. В результате получается гладкая поверхность с красивым рисунком. Помимо этих залов мы занимались восстановлением паркета в Концертном зале, там, где сейчас стоит гробница Александра Невского, в залах отдела Русского искусства и культуры и в других. Кроме Зимнего дворца мы успели поработать в особняке Бобринских на Галерной улице, Меньшиковском дворце, в Петергофе, всего и не перечислишь.

виды паркета фото
Паркет в Морском кабинете Меньшиковского дворца, фото: wikimedia


покрытие паркета виды фото
Паркет в Концертном зале Эрмитажа, фото: Mikhail Golub\wikimedia


виды укладки паркета фото
Паркет в одном из залов культуры и искусства Ближнего Востока Эрмитажа, фото: kunstwerk


паркетный пол фото
Паркет в Овальном зале дворца Бобринских, фото: nmosktoday


— Паркет в этих залах Эрмитажа действительно невероятно красивый, но насколько он долговечен? Количество посетителей в музее не уменьшается, туристы ходят толпами, часто на шпильках и в другой небезопасной для напольного покрытия обуви, это же огромная нагрузка! Да и традиционные специальные тапочки сегодня в Зимнем дворце не выдают. 

— Паркет не долговечен, все дело в износостойкости лака, которым его покрывают по технологии, разработанной специально для музейных залов с большой проходимостью. Каждый этап такой обработки поверхности прописан в ГОСТе. Но, конечно же, со временем и это прочнейшее покрытие нуждается в обновлении, вы же тоже периодически обрабатываете поверхность деревянного пола в доме, — это обычная процедура. Решение отменить тапочки принадлежит М. Б. Пиотровскому. При такой посещаемости, как в Эрмитаже надеть на каждого тапочки просто невозможно, а на шпильках в музей все-таки приходить не стоит.

— Раз уж затронули тему деревянного пола в доме, расскажите, кто сейчас выбирает паркет в качестве напольного покрытия для дома? Какие предпочтения у частных заказчиков? 

— Деревянные полы выбирают очень практичные люди. Зайдите в любой дом дореволюционной постройки, вы обнаружите, что сохранившегося паркета в очень хорошем состоянии очень много, и это без использования новейших технологий, которые продлевают надолго службу деревянных полов, все тогда клеили и обрабатывали обычным рыбным клеем. «Рыба» — это одна из позабытых технологий, которых великое множество, особенно когда речь идет о сложных видах паркета. Музея паркетного дела нет, а жаль, — сами устройства, на которых, например, вырезали детали, очень интересны. Наверняка, они сохранились у кого-то... Паркет — это долговечный, красивый, теплый пол, по которому приятно ходить. Большинство заказчиков очень традиционны во вкусах, они выбирают классическую укладку «елочкой», «в разбежку» или «шашечкой». Гораздо реже речь идет о сложном наборном паркете. Все-таки это недешевое удовольствие — чем мельче отдельная деталь узора, тем дороже такое напольное покрытие. Хотя нам приходилось выполнять заказы на изготовление по индивидуальным эскизам и укладку паркета «как в Эрмитаже». Например, в одном из Московских домов на Рублевском шоссе в напольном покрытии зала, кухни, столовой и кабинета можно узнать фризы и розетки, выполненные по музейным схемам из нескольких пород дерева, а каждый цветок выпилен вручную. Никогда не знаешь, чем обернется для тебя тот или иной заказ. Однажды, нас пригласили сделать полы в квартире на Крестовском острове. В качестве покрытия был выбран пол из массивных досок. Казалось бы, ничего сложного, но по задумке дизайнера доски должны были заходить под стены, так как по проекту в квартире вместо традиционных плинтусов была предусмотрена лишь узкая алюминиевая полоска. Конечно же, всего предусмотреть не возможно: где-то маляры-штукатуры были не совсем аккуратны, где-то доска оказалась неидеально ровной… Укладка этого пола оказалась очень трудоемким процессом. Многие дизайнеры слабо представляют себе техническую сторону того или иного процесса. Нередко приходится объяснять, что та или иная их затея нереализуема. Страдают при этом, конечно же, заказчики. Однажды мы пытались отговорить заказчика, который собирался приобрести по рекомендации дизайнера очень дорогое итальянское деревянное напольное покрытие. Он все же послушался советов архитектора, и эту доску пришлось реставрировать еще до того, как ремонт в квартире завершился. Иногда, опять же, по проекту приглашенного дизайнера, заказчики все же изменяют традициям и выбирают в качестве напольного покрытия необычные материалы. Однажды мы делали сложносоставной трехцветный лакированный пол, опять же по индивидуальным эскизам, из оргалита и металлических элементов. Но все же, на мой взгляд, деревянные полы, пусть даже из недорогих пород, или же из трехслойных досок (два слоя недорогой хвои и третий, верхний — из ценных пород дерева), гораздо приятнее. 

— Наверное, в музее с такими проблемами сложно столкнуться, но и работать там, видимо, не менее интересно… 

— Работать в музее, конечно интересно, коллектив хороший, чего только от них не услышишь. Реставраторов нередко поджидают сюрпризы во время работы. Однажды, во время ремонтных работ в здании КГА на улице Зодчего Росси, где нам тоже довелось работать, строители обнаружили потайное помещение, в котором был спрятан клад. У владельцев дворцов были свои секреты, да и последующие обитатели, те же матросы в Зимнем или же профсоюзные работники во дворце Труда повсюду оставили следы своего обитания, перекроив интерьеры под собственные нужды до неузнаваемости. Так, во время реставрации, сбив несколько слоев штукатурки в одном из помещений современного Эрмитажа, за ними обнаружили туалетную комнату. Кто его знает, что откроется в следующий раз — россыпи серебра или другая, замурованная и забытая тайна… Да и осознавать, что дворец стал тебе уже родным домом, согласитесь, очень приятно. Сейчас полным ходом идет реставрация Детской лестницы в Эрмитаже, мы занимаемся восстановлением столярных элементов — двери, перила, окна. Для нас это новый вид работы, а значит — самый интересный.

еще больше возможностей
Для пользователей
  • Уведомления об изменениях в выбранных частях информации ЖК, застройщиков, квартир, специалистов
  • Добавить в избранное ЖК, специалистов, статьи (из всех разделов), квартиру.
  • Сравнить ЖК, специалистов, Застройщиков
  • Вести переписку со специалистами
  • Вести заметки по избранным ЖК, специалистам, квартирам
  • Настроить свой рейтинг, в соответствии со своими предпочтениями
  • Сохранить поисковые фильтры
Для специалистов
  • Получение заявок на обслуживание
  • Автоматическое уведомление о поступлении промодерированной заявки от посетителей
  • Вести общение с автором заявки и видеть всю историю общения. С использованием нативного приложения
  • Видеть, что читал посетитель, какие ЖК, застройщиков смотрел
  • Видеть сколько посетителей его посмотрели и кто из зарегистрированных пользователей
  • Вести всех своих клиентов. И не только с ЛИВИНГА. CRM для специалистов.
Войти или зарегистрироваться
Восстановление пароля
Имя
Email
Пароль
Что дает регистрация?
Электронная почта
Пароль
Электронная почта
Электронная почта